Обличение порока общества в рассказах Чехова

Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переход­ный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и «болезни» того времени, среди которых — чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя от активной жизни на благо общества. Чехов, будучи непримиримым борцом с пошлостью и мещанством, яростно сражался с этими пороками на

протяжении всей своей твор­ческой жизни.

В его рассказах, как и в произведениях кори­феев русской литературы, «отразился век и современный че­ловек». В разные периоды своей жизни писатель обращал внима­ние на различные недостатки современной ему действитель­ности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа.

В числе этих пороков — невежество, желание чело­века во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и об­разец поведения, чинопочитание. Вспомним гениальный

рас­сказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором показан пример преклонения перед званиями, способного в прямом смысле уничтожить человека. Обличение этой общественной «болезни» достигло своего апогея в знаменитом рассказе «Толс­тый и тонкий».

В этом рассказе на борьбу с чинопочитанием Чехов поднял всю силу своей уничтожающей сатиры, приме­нив множество доступных художественных приемов, из кото­рых особенно хотелось бы отметить неожиданную концовку: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искри­вилось во все стороны широчайшей улыбкой…» В этом рас­сказе А. П. Чехову удалось показать процесс потери чиновни­ком человеческих черт. Другим пороком, осмеянным Чеховым, является незнание человеком своих обязанностей. Этот недуг имеет множество выражений, начиная от незнания медицины фельдшером Ку-рятиным из рассказа «Хирургия» и кончая унтер-офицером Пришибеевым, который везде старательно наводил порядок: «… расходись! Не толпись!

По домам». Эти темы, подобно любви, дружбе, верности долгу, к сожалению, являются веч­ными.

И по сей день они представляют собой пищу для ума многим сатирикам и фельетонистам. Со временем рассказы А. П. Чехова перестают быть весе­лыми и жизнерадостными. На первый план в них начинают выходить скрытые пороки. Именно на них обрушивался всей мощью своего таланта писатель.

Основой творчества позднего Чехова стала борьба с ложными ценностями. Чехов увидел, как подлинные «формы жизни» подменяются ошибочными идеями и стремлениями.

Человек начинает становиться слу­жителем идеалов, не имеющих будущего. А. П. Чехов, подобно многим передовым людям своего времени, старался указать людям на их ошибки, хотел направить общество в новый век по верной дороге. В рассказе «Попрыгунья» на примере молодоженов писа­телю удалось показать раскол в обществе на людей, служащих ложным идеалам, и людей, всю свою жизнь посвящающих служению Родине и науке.

Ольга Ивановна ищет гениев, та­лантливых и душевных людей в среде мнимой творческой ин­теллигенции, не знающей своего назначения в жизни, неспо­собной двигаться в будущее, пораженной пошлостью интриг и любовных романов.

Ольге Ивановне не удалось найти истин ного интеллигента, она не видела, что человек будущего, ода­ренный талантом и богатой душой, находится рядом с ней. Это был ее муж, доктор Дымов.

В конце рассказа, только после смерти Дымова, Ольга Ивановна поняла, как много она поте­ряла. Она увидела, где было ее счастье, поняла свои заблуж­дения: «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно…» Такой конец показывает, что ненужные идеалы уходят в прошлое, на сцене появляются идеи новой жизни, но они еще не могут одержать решительной победы, они падают перед «количеством силы старой», что символизи­рует смерть доктора Дымова.

Проблеме ложных идеалов посвящен также рассказ «Кры­жовник». Во многих случаях именно частная собственность способствует уничтожению в человеке всего человеческого, переводу всей его жизненной энергии на накопление имуще­ства. Действительно, в рассказе уничтожающе показано ис­тинное лицо капиталистическо-мещанского общества, к кото­рому яростно стремится сегодняшняя Россия.

В образе Нико­лая Ивановича показано, что, получив возможность владеть чем-нибудь, человек превращается в свинью, стремящуюся подмять под себя все, что только возможно, забывая при этом обо всех обездоленных и обиженных, забывая даже о собствен­ном внутреннем мире. Чехов пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не­счастные…» Но «перемена жизни к лучшему, сытость, празд­ность развивает в русском человеке самомнение, самое наглое». За стенами этого самомнения собственник, подобно улитке, чувствует себя как в футляре, замыкается на себе, теряет кон­такты с окружающим миром, перестает ощущать необходи­мость общения: «Придет к учителю, сядет и молчит…

Это называлось у него «поддерживать добрые отноше­ния с товарищами»…» У «футлярного» человека исчезают ду­ховные потребности, остается только желание физического по­требления. Человек из созидателя превращается в универсаль­ного потребителя. На мой взгляд, потребительство является страшнейшим пороком современности, который, к сожалению, не признается недостатком, а, наоборот, защищается всевоз­можными законами и указами.

Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, «лечение» человека от «обществен­ных недугов». Чехов пошел дальше своих предшественников и учителей. Кто-то из физиков сказал: «Если мы видели дальше других, то это потому, что мы стояли на плечах гигантов».

Да, Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих по­роков.

Однако человечество в массе своей никогда не прислушивается к голосам великих, оно само лучше знает, как и куда ему двигаться. А потому, к великому сожалению, рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невоз­можность уничтожения мещанства и пошлости делает произ­ведения А. П. Чехова бессмертными не только по своему ху­дожественному исполнению, но и по социальному звучанию.


Обличение порока общества в рассказах Чехова