Сатирические фигуры в рассказах Чехова
В глухой провинции, где разрушается “в зародыше все мало-мальски живое и яркое”, Михаил Пользнев перестает считаться с рабскими устоями (“Моя жизнь”, 1896). Иллюзорные позитивные планы его рухнули, а горький опыт не пропал бесследно: “каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни”. В двойственном положении все истинное “переходило тайно от других”, ложное явно – Гуров ищет спасения от фальши, веря: “тогда начнется новая, прекрасная жизнь” (“Дама с собачкой”, 1899).
Жажда “жизни новой,
Неудивительно. Ведь осуществление этого идеала должно спасти бесчисленных “душечек”, “попрыгуний”, многих других, загубленных стихией тусклого существования. О такой перспективе мечтал Чехов в далекую для нас эпоху рубежа веков.
Чехова волновали величественные цели человечества. Вместе с тем отвращение к громкой фразе у писателя было предельное. Он считал: “В “Анне Карениной” и в “Онегине” не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют потому только, что все вопросы поставлены в них правильно. Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные, каждый на свой вкус”.
Высказаны будто традиционные взгляды на литературное произведение: недопустимость прямолинейных “приговоров”, важность глубокого проникновения в реальные конфликты.
Но есть в этом чеховском суждении особый оттенок. Вопросы нужно ставить так, чтобы читатели – “присяжные” могли их расценивать “каждый на свой вкус”.
Чехов, иначе, ратовал за художественное воплощение жизни в разнообразии и противоречивости. В его собственных сочинениях обязательно присутствует элемент внутренней полемичности. У героев – по отношению к своим же первым впечатлениям.
У автора – к взглядам героев. Писатель воссоздает сложное миросостояние и соответственное мироощущение личности. Прикосновение к большой правде Чехова тоже требует чуткости зрения и чувств.
Рассказы так называемой “маленькой трилогии”: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” (1898) – известны, наверное, широкой массе людей. Беликов с его калошами, зонтом, темными очками стал символом трусости и фискальства. Фраза из “Крыжовника”: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар…” – постоянно повторяется.
К сожалению, далеко не всегда эти произведения воспринимаются во всей их глубине и авторской печали.
Чаще в Беликове и обладателе поместья с крыжовником видят сатирические шаржированные фигуры, противопоставленные другим действующим лицам.