Проблема подлинных и мнимых ценностей в рассказах А. П. Чехова

Один из современников Чехова заметил, что по его рассказам можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей и разобраться в проблеме подлинных и мнимых ценностей.
Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью и хамством – со всем тем, что Чехов называл пошлостью.

Горький говорил

о Чехове: “Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней”.
Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли “. Менее известно другое: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”.
Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивает рабскую психологию людей. В “Смерти чиновника”
Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который сидя, в театре, случайно чихнул и обрызгал статского советника.

Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.
Другой рассказ: “Толстый и тонкий”. На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются.

Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он бледнеет и начинает вести себя по-другому: ” На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило”.
Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе “Хамелеон” . В ходе повествования полицейский Очумелов выясняет, кому принадлежала собака, он постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называют в толпе в качестве предполагаемого владельца собаки. Если это высокопоставленное лицо, герой готов “ходить на задних лапках” и заискивать перед собачкой.

Если же называли человека низкого чина, Очумелов ведет себя грубо, по-хозяйски.
Чехова волновало и то, что пошлость заражает интеллигенцию. В рассказе “Маска” писатель бличает распущенностъ и вседозволенность. Пошлость так многолика!
Часто героями рассказов Чехова являются врачи, ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа “Палата № 6” доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые – здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что происходит в больнице, оправдывая себя тем, что изменить жизнь нельзя.

Он убежден, что человек должен страдать. Эта философия приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершатъ. Такую психологию примирения Чехов тоже назвал пошлостью.
В рассказе “Палата № 6” писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а процесс падения человека Чехов раскрывает в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев – молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени, интересующийся литературой и искусством.

Он чувствует себя одиноким среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут Ионыч. Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему человека. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а приходя домой, пересчитывает деньги.

За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.
Смысл чеховских рассказов не ограничен историей внутреннего перерождения конкретного человека. Путь от Старцева к Ионычу – обыкновенное, типичное явление русской жизни. Не случайно действие рассказа происходит в провинции. Российская “глубинка” в литературе
XIX – начала XX века была не столько тургеневской страной “дворянских гнезд”, очагов духовной культуры, сколько царством мещанской среды, засасывающей человека в тину материальных интересов, убивающей в нем духовное начало. Особенность творчества Чехова заключается в том, что, раскрывая эту вечную тему он сумел подчеркнуть не только силу среды, но и внутреннюю несостоятельность самого человека, не вступающего в борьбу со средой. Рассказ “Ионыч” раскрывает именно эту сторону чеховского подхода к действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблема подлинных и мнимых ценностей в рассказах А. П. Чехова