Проблема подлинных и мнимых ценностей в рассказах А. П. Чехова
Один из современников Чехова заметил, что по его рассказам можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей и разобраться в проблеме подлинных и мнимых ценностей.
Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью и хамством — со всем тем, что Чехов называл пошлостью.
Горький говорил
Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли «. Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивает рабскую психологию людей. В «Смерти чиновника»
Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.
Другой рассказ: «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются.
Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он бледнеет и начинает вести себя по-другому: » На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон» . В ходе повествования полицейский Очумелов выясняет, кому принадлежала собака, он постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называют в толпе в качестве предполагаемого владельца собаки. Если это высокопоставленное лицо, герой готов «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой.
Если же называли человека низкого чина, Очумелов ведет себя грубо, по-хозяйски.
Чехова волновало и то, что пошлость заражает интеллигенцию. В рассказе «Маска» писатель бличает распущенностъ и вседозволенность. Пошлость так многолика!
Часто героями рассказов Чехова являются врачи, ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые — здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что происходит в больнице, оправдывая себя тем, что изменить жизнь нельзя.
Он убежден, что человек должен страдать. Эта философия приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершатъ. Такую психологию примирения Чехов тоже назвал пошлостью.
В рассказе «Палата № 6» писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а процесс падения человека Чехов раскрывает в рассказе «Ионыч». Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев — молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени, интересующийся литературой и искусством.
Он чувствует себя одиноким среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут Ионыч. Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему человека. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а приходя домой, пересчитывает деньги.
За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.
Смысл чеховских рассказов не ограничен историей внутреннего перерождения конкретного человека. Путь от Старцева к Ионычу — обыкновенное, типичное явление русской жизни. Не случайно действие рассказа происходит в провинции. Российская «глубинка» в литературе
XIX — начала XX века была не столько тургеневской страной «дворянских гнезд», очагов духовной культуры, сколько царством мещанской среды, засасывающей человека в тину материальных интересов, убивающей в нем духовное начало. Особенность творчества Чехова заключается в том, что, раскрывая эту вечную тему он сумел подчеркнуть не только силу среды, но и внутреннюю несостоятельность самого человека, не вступающего в борьбу со средой. Рассказ «Ионыч» раскрывает именно эту сторону чеховского подхода к действительности.