Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова
Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова
I. Вступление
Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.).
II. Главная часть
1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим.
2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной ответственности – “футлярные люди” (“Крыжовник”, “Человек в футляре” и др.).
3. Люди с пробуждающейся совестью – Никитин (“Учитель словесности”), Лыжин (“По делам службы”), Надя Шу- мина (“Невеста”) и др.
4. Соотношение мечты и действительности в рассказах Чехова. Многие чеховские герои неудовлетворены существующим порядком вещей и мечтают о новой, лучшей жизни, которая придет когда-то в будущем (“Учитель словесности”, “Дама с собачкой”, “Невеста” и др.). Это – положительная сторона в их характере, но, с точки зрения Чехова, еще недостаточная. Чехов ставит вопрос о том, кто будет работать ради
И оказывается, что большинству чеховских героев свойственна не деятельность, а созерцательность, и даже лучшие из них в основном только мечтают.
5. Одна из неизбежных проблем в рамках данной темы – нравственная деградация человека, который не смог сохранить в себе ум, талант, порядочность, высокие идеалы (“Ионыч”),
III. Заключение
Основная художественная идея Чехова – будущее делается сегодня, и оттого, каким будет человек настоящего, зависит и то, каким будет будущее.






Related posts:
- Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов – один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова – человека и писателя – не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и […]...
- Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова План I. Понятие духовности. II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий. III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный? IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту. В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и […]...
- Гуманистическая тема “маленького человека” в рассказах Чехова Гуманистическая тема “маленького человека”, волновавшая долгое время – от Пушкина до Достоевского – русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа “Толстый и тонкий” (1883). Как только он, незначительный […]...
- Тема “маленького человека” в ранних рассказах А. П. Чехова В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему “маленького человека”, традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. […]...
- Тема “футлярности” человека в рассказах Чехова М. Горький писал Чехову: “Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю”. Художник И. Репин писал о рассказе “Палата № 6”: “Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова (по пьесе “Вишневый сад”) Чехова называют мастером короткого рассказа, а еще обличителем пошлости и мещанства. Он презирал обывателей, живущих в своем “футлярном” мирке, отгородившись от жизни. Тема духовного перерождения человека, неумение противостоять мещанской среде постоянно волновали Чехова и находились в центре его писательского интереса. Писатель не боялся обнаружить “темные закоулки” души. Но делал это, пробуждая мучительное сожаление о растраченных […]...
- Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова Русская литература 2-й половины XIX века Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова А. П. Чехов вошел в историю русской литературы как писатель, во многом противоречащий созданной до него традиции. Чехов никогда не рассуждал в своих произведениях с морализаторской позиции о народе, о вере и неверии, о Боге, о предназначении человека и обо всем […]...
- Тема “футлярной” жизни в рассказах А. П. Чехова Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. На современном ему материале он ставит проблемы большого общечеловеческого значения, имеющие универсальный смысл, который сохраняется надолго. В ранних юмористических рассказах Чехов рассматривал разные виды “ложных представлений” – стереотипных […]...
- Изображение “пошлости пошлого человека” в рассказах А. П. Чехова 1. Интерес Чехова к внутреннему миру человека. 2. “Гусеницы” и “бабочки” рассказов. 3. Духовное оскудение личности в произведениях писателя. У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот. А. П. Чехов Творчество А. П. Чехова, величайшего писателя XX века, оказало огромное влияние на всю мировую литературу. Это влияние простирается от реформирования драмы до внедрения […]...
- Образ маленького человека в рассказах Чехова А. П. Чехов – писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны – имеют частичку юмора, а с другой – сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма. Антон Павлович писал не только юмористические рассказы, но и серьезные пьесы и повести. Герои его рассказов настолько разнообразны, что, кажется, что каждый герой […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками и простыми поклонниками его таланта по праву считаются одними из лучших образцов настоящего мастерства изображения человеческой жизни. […]...
- Сочинение на тему “Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова” Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа “Тоска”, […]...
- Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака “Гобсек” 1. Вероятные причины беспутного поведения графини Ресто. 2. Что посеешь, то и пожнешь: последствия греха. 3. Искупление. Не совершай дурных поступков никогда, Чтоб не пришлось краснеть, сгорая со стыда: Раскаешься, и все ж молва тебя осудит, И тесен станет мир от этого суда. О. Хайям В повести “Гобсек” О. де Бальзак показал ситуацию, весьма типичную […]...
- О смысле жизни, назначении человека в рассказах Чехова В повести “Степь” описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: “…во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей”. С этих новых позиций Чехов выступил в “Именинах” (1888) […]...
- Сочинение на тему: “Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова” Во все времена вопрос снижения духовного уровня личности под влиянием внешних обстоятельств остается актуальным для отечественной литературы. Выдающееся место среди русских писателей, занимавшихся исследованием данной проблемы, был А. П. Чехов. Он наиболее ярко показал, как опасно жить без моральных ориентиров, руководствуясь лишь мимолетными страстями и не развивая в себе лучшие задатки с молодости. Тема духовной […]...
- Тема обманутых надежд в рассказах Чехова Главное проблемой чеховского творчества, писателя переходной эпохи, стал поиск человеком путей ориентирования в сложном, непонятном мире. Никто из героев Чехова “не знает настоящей правды”, а потому в попытках определить свое место в жизни они часто заблуждаются и ошибаются. Типична для рассказов писателя ситуация, построенная по принципу “казалось – оказалось”. То, что поначалу кажется человеку правильным, […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- Тема ответственности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Сочинение “Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) “Собачье сердце” М. Булгакова < p>Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать со многих сторон. С давних времен философы и ученые размышляли над определением ответственности. С философской точки зрения ответственность – это понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом. Человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать […]...
- Тема ответственности в произведениях Булгакова Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества – роман “Мастер и Маргарита”- вышел в свет только спустя четверть века после его написания. В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и […]...
- Тема “лишнего человека” в драматургии Чехова Чехов продолжает заявленную Бальзаком тему накопительства. Причем для русского классика тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует денежная ценность вещей, которыми себя окружают герои. Напротив, чем бесполезнее, не нужнее вещь, тем большего внимания она заслуживает. Тема “лишнего человека” плавно переходит в тему “лишней вещи”. Обратимся к рассказу “Коллекция”, герой которого, Миша Ковров, […]...
- Призыв к очищению от обывательской скверны в рассказах Чехова Уже в самые последние годы своей жизни Чехов получил письмо от двух сельских учительниц, сестер Тыжновых, Любови и Клавдии. Письмо было из Сибири, из Енисейской губернии. Из письма видно, что учительствование принесло сестрам разочарование, и вот почему: “Приходится тратить молодые силы на мелочную борьбу с старшим учителем, который – человек очень подленький, ужаснейший формалист, помешанный […]...
- Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и […]...
- Тема природы Чехова в рассказе “Учитель словесности” В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего […]...
- Тема ответственности в романе “Мастер и Маргарита” План Ведение Ответственность на примере московских героев Ответственность и мастер Тема наказания и помилования В заключение Ведение ” Мастер и Маргарита ” Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и […]...
- Проблема “маленького” человека в рассказах А. П. Чехова “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника” Надо победить в себе раба. А. Чехов Даже в самом начале своего творческого пути А. П. Чехов не удовлетворялся написанием просто смешных или забавных рассказов. Пристально вглядываясь в окружающую его жизнь, писатель явственно понимал, что даже в обыденном существовании рядовых людей тесно переплелись юмор и трагедия, но сами люди этого не видят и не понимают. […]...
- Роль художественной детали в рассказах Чехова Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ […]...
- Образы “футлярных” людей в рассказах Антона Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме “маленького человека”. Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890 х гг. и состоящую […]...
- Осмеяние пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова Чехов – неисчерпаем, потому, что несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. К. С. Станиславский Антон Павлович Чехов – мастер короткого рассказа. Он мог выразительно и в краткой форме, в минимальном объеме рассказать о […]...
- Образы “футлярных людей” в рассказах А. П. Чехова 1. “Футлярная” тема в творчестве Чехова. 2. “Человек в футляре”. 3. Образ жизни учителя Беликова. Художественный мир произведений А. П. Чехова населен различными героями, объединенными интересом писателя к бытовой жизни, житейским мелочам, привычной повседневности. Автора интересует жизнь чиновника. Он изучает образ жизни своего героя, пытается художественно переосмыслить его. Галерея чиновников у Чехова включает в себя […]...
- Проблема ответственности человека перед природой. По тексту К. Г. Паустовского Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере (ЕГЭ по русскому) Святой обязанностью и ответственностью всех без исключения людей считается защита природы. Убеждаешься в очередной раз в правоте данного мнения, когда занимаешься чтением рассказа К. Паустовского “Заячьи лапы”. Решением автора стало обращение к актуальной проблеме современности, касающейся ответственности людей перед природой. Сегодня каждый из нас обязан прийти к осознанию той истины, что ответственность перед природой – […]...
- Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза […]...
- Сочинение на тему: Гибель человеческой души в рассказах Чехова В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О […]...
- Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова Чехов, великий художник слова, как и многие другие писатели, не мог обойти в своем творчестве тему “маленького человека”. Его герои – “маленькие люди”, но многие из них стали такими по своей воле. Каждый из его героев олицетворяет какую-либо из сторон жизни: так, например, Беликов (“Человек в футляре”) – олицетворение власти, бюрократии и цензуры. Все рассказы […]...
- ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, – вечные. У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о […]...
- Человек и среда в рассказах А. П. Чехова Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к сатирическим. Не изменяется только одно: глубинность и актуальность его произведений. Чехов рассматривает и анализирует ту жизнь и те ее недостатки, которые были свойственны не только XIX веку, но […]...