Обличение преступного общества в романе “Преступление и наказание “
Читать Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”.
Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников – как освободить человека от страданий, оказалась в романе нерешенной, ибо автор и сам не видел возможности ее разрешить. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен.
В романе почти все – бывшие. Раскольников – бывший студент, Мармеладов – бывший чиновник, Соня – бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны – бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгнала на улицу собирать милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики.
Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет
Страшно звучит вопрос Мармеладова: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку, хоть куда-нибудь можно было пойти…” Почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще – “город полусумасшедших”.
Настрой у большинства героев отрицательный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку.
Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения, Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице.
Нищие, они вынуждены просить милостыню. Эти картины – неизбежная принадлежность петербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия, Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского. Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей.
Дети – надежда каждого народа, его будущее, страдания для Достоевского – один из тайных признаков несправедливо устроенного мира.
О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова “Плач детей”, картины Маковского “Свидание” и Перова “Тройка”. На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь.
Главный герой романа – Раскольников, по ходу развития сюжета часто встречается с детьми. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: “Это, говорят, так и следует.
Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать”.
При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. “Высокая и тоненькая, как спичка Поля, обхватившая его (бра та) шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике”.
Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Родиона.
Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. “С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и “целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку.
– Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!”
Взрослые, глядя на эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что есть во взрослых героях романа, Достоевский связывает с миром ребенка.
Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка – наиболее веское доказательство преступности общества. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский.
Да и не только в детскую.
Достоевский не пишет подробно о каждом дне. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.
На похоронах Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей.
Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души.
Хотелось бы, чтобы это понимали все.
Он был одним из самых значительных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекать читателя. Его читают и будут читать, пока существует человечество. В произведениях Достоевского много ярких мыслей, идей.
Но самой удивительной мне кажется вот эта: “Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый”.