О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
Перед вами фрагмент большого урока, посвященного лирике Жуковского и Заболоцкого. Он проходил в форме диалога исследовательских групп. Здесь обобщены материалы группы, исследовавшей стихотворение «Журавли».
Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: Утопая в небе, длинным треугольником, Серебряные крылья, Широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты.
И вместе с тем это красота хрупкая:
В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: «…блеснуло // Озеро, прозрачное насквозь, // Черное зияющее дуло…» В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Луч огня, быстрый пламень — эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображен посредством перифраза:
Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы — и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.
Сравните, как звучат первые строки: «Вылетев из Африки в апреле…» Здесь всего три ударения, и речь течет плавно, замедленно. А вот другая строка: «Луч огня ударил в сердце птичье…» — здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и поэтому стих звучит жестко, резко. Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передает мысль: гибель журавля — катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!
Ученик 2. По-разному построены предложения в этих строфах. В первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается постепенно. В третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это придает речи жесткость. Изменение ритма и структуры предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное — на противопоставление значений слов, которые определенным образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.
Дальше — опять антитеза: смерть вожака — жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь — Горе, звуки его повторяются в других словах: О Гро Мных, г Оре Стному, вт Ор Ая, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово Рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией.
Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе».
Ученик 3. Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают предельную значимость. Журавли — это не просто птицы, это образ красоты и величья. Глагол Обрушить не утратил своего прямого значения, но стал еще обозначать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное Холодную (волну) обозначает холод апрельской воды, но еще говорит о холоде смерти.
Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.
Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство.
Смена настроения передается прежде всего лексикой, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.
Ученик 4. Очень выразительна метафора В рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова Погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: Во Жак — в руб Ашк Е — погру Жа Лся; Ме Та Лл А — Мед Ле Нн О — На дно — эти повторы делают речь затрудненной, замедленной.
А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: Зря об Раз О Ва Ла Зол Ото Го (здесь Г звучит как В ) Зарева, к тому же большинство ударных гласных — А.
Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов. Антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение — утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.