Повторы в стихотворении «Бесы» А. С. Пушкина

Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».

Стихотворение начинается строками:

Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторяется еще два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.

Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи…» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвертой «…Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду,

еду в чистом поле…», «Страшно, страшно поневоле…»

Повторяется слово мутный: «…Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре…»; кружить: «…Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле…» — «…Закружились бесы разны…»; повторяется фраза: «…Колокольчик дин-дин-дин…»

Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет…», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны,

безобразны…»; «Средь неведомых равнин…»- «…Там верстою небывалой…»

Все стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создает ощущение круговерти, из которой не видно выхода.

Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи…»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.

Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).


Повторы в стихотворении «Бесы» А. С. Пушкина