Народность в стихотворении Пушкина “Романс”
Необходимо Отметить также несколько ранних пушкинских стихотворений, носящих несомненный налет народности, хотя еще и несколько наивной. Это, в первую очередь, знаменитый “Романс” (1814).
По силе эмоционального воздействия и своей распространенности “Романс” стоит несравненно выше известного сочинения И. П. Пнина на ту же острую тему: “Вопль невинности, отвергаемой законами” (1802). “Романс” сразу же стал народной песней, потому что то, о чем он рассказывал, правдиво отражало целую сторону жизни крепостного крестьянства.
В большинстве случаев их ожидала участь, описанная в “Романсе”. В этом, еще незрелом и во многом наивном пушкинском стихотворении есть большая искренность:
Дадут покров тебе чужие И скажут: “Ты для нас чужой!” Ты спросишь: “Где ж мои родные?” И не найдешь семьи родной. Психологически сложно описано и отношение обесчещенной матери к отцу ребенка: Быть может, сирота унылый, Узнаешь, обоймешь
Чтобы понять возможность обрисованной Пушкиным сложной психологической ситуации, уместно вспомнить строки из главы “Медное” “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева, где описывается продажа с публичного торга крепостных крестьян: “Молодица 18 лет, дочь ее и внучка стариков. Зверь лютый, чудовище, изверг! Посмотри на нее, посмотри на румяные ее ланиты, на слезы, ликмуиеся из ее прелестных очей. На челе ее скорбь, в глазах отчаяние.
Она держит младенца, плачевный плод обмана. Впервые напечатано Б. М. Федоровым в альманахе “Памятник Отечественных муз, изданный на 1827 год”. Самим Пушкиным впоследствии “Романс” не перепечатывался. насилия, но живой слепок прелюбодейного ее отца.
Родив его, позабыла отцово зверство, и сердце начало чувствовать к нему нежность”. Сложна и картина возможной будущей встречи матери и сына:
Но что сказала я быть может, Виновную ты встретишь мать Твой скорбный взор меня встревожит! Возможно ль сына не узнать? Ах, если 6 рок неумолимый Моею тронулся мольбой.
Но, может быть, пройдешь ты мимо Навек рассталась я с тобой.
Последняя строфа монолога матери социально остра, заключительные же ее строки полны нежности:
Ты спишь – позволь себя, несчастный, К груди прижать в последний раз. Закон неправедный, ужасный К страданью присуждает нас. Пока лета не отогнали Беспечной радости твоей – Спи, МИЛЫЙ! горькие печали Не тронут детства тихих дней!
Особый характер пушкинского “Романса” виден и из его небывалой распространенности: кроме публикации Б. М. Федорова в 1827 году, он издавался при жизни Пушкина, но без его участия и ведома, не менее 11 раз с нотами и в различных песенниках.






Related posts:
- Романс в России Романс проник в Россию вначале XIX века. Романс от песни в России отличается тем, что романс пишется на литературный текст, созданный поэтом, а песня может быть написана на фольклорный текст без автора. Кроме этого, романс обычно лишен припева, а песня часто имеет припев (рефрен). Свойства романса заключаются в том, что он может существовать даже чисто […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и романс М. Глинки Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами. А музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. К числу важнейших средств выражения в музыке относятся лад, ритм, метр, гармония, инструментовка. Ритм в музыке – это систематическое, закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм в поэзии – это […]...
- Народность в философских произведениях Пушкина Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Долго и настойчиво Пушкин обсуждал состояние русской критики, высмеивал царившую в ней безотчетность суждений. Каченовский – “туп и неучен”, Греч и А. Бестужев – “остры и забавны”, Кюхельбекер – узок и резок, Вяземский – замысловат, но небрежен в общих понятиях, Плетнев – беззуб и пишет “добренькие” критики. Только у Веневитинова и […]...
- М. Ю. Лермонтов. Романс. Определите прием, который организует композицию стихотворения Определите прием, который организует композицию стихотворения. Композицию этого стихотворения организует прием, который хорошо известен нам по русским народным песням: сравнение явлений природы с чувствами человека. Так и в “Романсе” – разбившиеся чувства сравниваются с расколовшейся от удара молнии скалой. Как можно охарактеризовать настроение, которое передает романс? Автор называет стихотворение “Романс”, настраивая нас на лирический лад. […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Романс (Невинный нежною душою…)” “Романс” (“Невинный нежною душою…”) – стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – “(Дурнову)”. Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – […]...
- ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “ЦВЕТОК” ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “ЦВЕТОК” 1 вариант У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок”. Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он […]...
- Рецензия на фильм “Жестокий романс” Уже много столетий славятся по всему миру шедевры наших писателей-соотечественников, большая их часть была экранизирована, как в России, так и за рубежом. Для меня самым ярким и удачным русским фильмом на основе книги стал именно “Жестокий романс”, снятый Эльдаром Александровичем Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы “Бесприданница”. Это – третья экранизация произведения, написанного Александром […]...
- ОПТИМИЗМ В СТИХОТВОРЕНИИ ПУШКИНА “ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ…” ОПТИМИЗМ В СТИХОТВОРЕНИИ ПУШКИНА “ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ…” “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!..” – написал об А. С. Пушкине Тютчев. И эти слова оказались пророческими. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы – таково признанное место и значение А. С. Пушкина в ее развитии. Читатели любят его поэзию не только […]...
- О стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” (2) Одним из основных направлений творчества А. С. Пушкина является философская лирика. Поэта волнуют вечные человеческие вопросы: о добре и зле, о мгновении и бесконечности, о смысле человеческой жизни. Его интересуют не только собственные чувства и переживания, но и внутренний мир других людей. Героя стихотворения “Цветок” я вижу сидящим в кресле с книгой в руках. Это […]...
- “Романс в прозе” Чехова Отношение Чехова к романсу в начале творческого пути было негативное, даже скорее ироничное, но постепенно оно меняется, потому что в романсе писатель открывает безграничные возможности выражения человеком своих чувств, переживаний и мыслей. К середине 80-х годов романс в прозе Чехова выступает не только как элемент музыкального быта, как фон, на котором развиваются события, но и […]...
- О стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” (1) А. С. Пушкин своим творчеством оказал огромное влияние на духовное развитие всего народа и каждого отдельно взятого человека. О чем бы ни писал поэт, его строки поражают силой чувств, мудростью мыслей. Он создавал и значительные по объему произведения, но умел и в несколько строф вложить глубокий смысл, простым и понятным каждому языком рассказать о самых […]...
- Народность лирики Сергея Есенина Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала […]...
- Прием антитезы в стихотворении Пушкина “Деревня” Стихотворение А. С. Пушкина “Деревня” было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране и т. д. Но главной здесь является, на мой взгляд, тема гуманизма, гуманного отношения к человеку вне зависимости от его социального положения. Основным художественным приемом, […]...
- О стихотворении А. С. Пушкина “Телега жизни” Каждый человек может охарактеризовать понятие “времени” по-своему. Если обратиться к словарю, то время – форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Существуют также универсальные свойства времени – неповторимость, необратимость, длительность. А ведь, действительно, время необратимо! Наша жизнь изменчива – моменты счастья и печали. Как правило, человек хочет продлить мгновение радости, но […]...
- О стихотворении А. С. Пушкина “Узник” Стихотворение “Узник” было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья. Странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе, ведь люди привыкли связывать с ними мысль о свободном полете, воле и […]...
- Поэтические картины природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимнее утро” Приятно проснуться морозным солнечным утром и услышать веселый треск затопленной печи. “Вся комната янтарным блеском озарена” и это создает ощущение праздника. Трудно поверить, что еще “вечор… вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, а “луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела”. Такая погода наполняла душу смутной тревогой и печалью. “А нынче… Погляди в окно:” […]...
- Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает […]...
- О стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” (3) Волшебница-природа часто вдохновляла А. С. Пушкина, вызывая его неподдельное изумление и восторг. Автор очень тонко чувствовал окружающую его нерукотворную красоту. Большинство лирики поэта проникнуто любовью к родной русской природе. Причем для автора нет ничего малозначительного. Даже в самом малом он находит свою изюминку, причину для восхищения. Вот, например, в стихотворении “Цветок”поэт описывает свои чувства при […]...
- Библейская тема в стихотворении “Подражание италиянскому” А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, символ нашей культуры и литературы. Он входит в нашу жизнь с детских лет и остается в наших сердцах навсегда. По словам великого русского критика Белинского, “Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, овладевшей поэтом”. Быть поэтом – значит владеть умением вселять в произведение свою страсть, пафос… Пушкин обладает силой, […]...
- Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина “Пророк” И ныне есть еще пророки, Хотя упали алтари, Их очи ясны и глубоки Грядущем пламенем зари. Н. Гумилев Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти […]...
- Сочинение: Мотив неволи в стихотворении Пушкина “Узник” Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина “Узник” Еще во время учебы в Лицее Александр Пушки и обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на царских приближенных. “Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает”, – писал царь директору Лицея. Однако это […]...
- Повторы в стихотворении “Бесы” А. С. Пушкина Повторы являются основой композиции стихотворения “Бесы”. Стихотворение начинается строками: Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна. Это четверостишие повторяется еще два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию. Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: “Мчатся тучи, вьются тучи…” (в конце бесы […]...
- СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи ПушкинА, мы не только попа- даем под обаяние его изумительного поэтичес- кого дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихо- творения, посвященные дружбе, занимают осо- бое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у ПушкинА в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся ду- хом братства […]...
- Романс “Я тебе ничего не скажу…” Автор романса “Я тебе ничего не скажу…” – А. А. Фет, композитор – П. И. Чайковский (рассказ о композиторе: см. ответ на вопрос 4 к стр. 452). Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в имении в Орловской губернии в доме помещика Афанасия Нео – фитовича Шеншина. Его матерью была немка Шарлотта Фет, которая […]...
- Образ зимы в стихотворении Пушкина “Зимний вечер” Образ зимы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер” Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихотворении “Зимний вечер” поэт передает образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. Пушкин описывает русскую зиму с ее бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его “ветхо лачужки”. Для создания образа […]...
- Картины родной природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимняя дорога” Стихотворение “Зимняя дорога” А. С. Пушкин написал в 1826 году. Но когда я читаю эти стихи, мне кажется, что я тоже ехала с Пушкиным по “дороге зимней, скучной”, куталась в шубу от холода, слушала песни ямщика и поглядывала в окошко кареты. А за окном луна и снег, укрывший всю землю. Пустынно и одиноко вокруг. “Ни […]...
- Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Анчар” А. С. Пушкина В пустыне чахлой – в пустыне с чахлой, бедной растительностью. Жаждущих степей – степей, в которых редко бывает дождь; пустынь. Зелень мертвую ветвей – неподвижные зеленые листья, ядовитые, несущие смерть. Растопясь от зною – от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола. Тлетворный – творящий тление, смерть. Властным взглядом – взглядом человека, обладающего […]...
- Раздумья о смысле человеческой жизни в стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” Стихотворения А. С. Пушкина отличает не только чудесный поэтический язык, яркость и необычность образов, но и глубина, проникновенность чувств и размышлений. В стихотворении “Цветок” отразились раздумья автора о смысле человеческой жизни, о счастье и любви, а также о быстротечности времени. Цветок, найденный поэтом между страниц книги, представляется мне человеческой жизнью. Где цвел? когда? какой весною? […]...
- Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы “Реквием” Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы “Реквием”. Центром постижения души народа в поэзии Ахматовой является поэма “Реквием”. Она пронизана предельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму – арест сына, мужа – и в то же […]...
- Народность творчества А. Твардовского Трудно, не сразу освобождался поэт от устоявшихся представлений, постепенно, шаг за шагом отказываясь от прежней веры в “грозного отца” и убежденности в “его нелегкой временами, крутой и властной правоте”, как было сказано в первоначальном варианте посвященной Сталину в 1954 году главы в поэме “За далью – даль”. Даже в окончательном тексте книги проступают следы еще […]...
- Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии. Рылеев – поэт-декабрист – первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, – заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно […]...
- Романс на семейных вечерах Как правило, семейные вечера проходят с различным настроением и различным эмоциональным накалом. В моменты мягкого, лирического состояния более прочих были бы предпочтительны романсы на стихи А. А. Фета. В моменты эмоционального подъема, связанного с драматическими переживаниями более подходящими были бы романсы вроде “А напоследок я скажу…”, шансон “Ваше благородие госпожа разлука…” или вообще не романсы, […]...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ КНЯЗЯ ОЛЕГА В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” Уже первые строки стихотворения характеризуют князя Олега как отважного и смелого воина, решившего отомстить хазарам за их наглое вторжение в русские земли. Однако неустрашимый князь Олег верит в предсказания кудесника, с уважением называя его “покорный Перуну старик одному”. Он просит старого волхва рассказать, что ждет его в будущем. И даже обещает старику за это самого […]...
- Мудрость мужественного, оптимистического отношения к жизни в стихотворении А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” А. С. Пушкин по праву считается великим поэтом, ведь его стихотворения способны не только “зажечь” в читателе сердце, подарить радость, но и поддержать в трудную минуту, помочь разобраться в себе. Стихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” кажется мне очень мудрым, философским. Поэт говорит о том, что нет никаких причин сердиться и расстраиваться, если […]...
- Психологизм. Народность. Историзм Психологизм. Народность. Историзм Психологизм – совокупность средств, используемых в литературном произведении для изображения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний. Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным. Способы изображения внутреннего мира персонажа можно разделить на изображение “извне” и изображение “изнутри”. Изображение “изнутри” осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, […]...
- ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ” ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ” 1 вариант Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ […]...
- Народность поэзии Некрасова Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове. И. Рыленков Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени – смены дворянского периода освободительного движения разночинским. “Кнутом иссеченная муза” Некрасова – это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки […]...
- В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери? В чем специфика актуализированной в стихотворении А.Т. Твардовского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери является одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как проявление “вечной темы”, повторяющейся в различных поэтических воплощениях русской лирики, и одновременно выступает как индивидуально-творческая. Покажите, что тема матери в данном стихотворении соединяется с темой памяти. […]...
- Народность поэзии Н. А. Некрасова Сочинения по литературе: Народность поэзии Н. А. Некрасова “Любимейший русский поэт, – писал Добролюбов, – представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила”. В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа. Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое […]...
- Гражданственность и народность лирики Некрасова Можно написать целые тома о политической обстановке в России второй половины XIX века – историю неслыханных мук и жертв, невиданной энергии борцов за лучшее будущее и великих потерь. Можно привести множество имен и фактов, рассказывая о положении народа в условиях самодержавия и крепостничества, физического и духовного рабства. Но, наверное, ярче всего эту “чашу вселенского горя” […]...