ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ”
ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ”
1 вариант
Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ – сильным и счастливым.
Поэт бесконечно любит свою родину.
В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками (“мчитесь
У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники.
В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме “судьбы решения”, Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное – клевета:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или
Или друзей клевета ядовитая?
Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово “нет”:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа – скованный властью поэт-изгнанник, холодность – пламенность, бесчувствие – страдание.
Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи – символ свободы и вечного поиска.
Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.
Чувство личной несвободы, чувство одиночества – вот что с особой силой звучит в финале стихотворения “Тучи”.
2 вариант
М. Ю. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Так, например, дух сомнения, размышления, отрицания, который мы встречали у Пушкина в его “Демоне “, характерен и для всего творчества М. Лермонтова. Но все же своеобразие творчества этого замечательного поэта несомненно.
Поэзия М. Лермонтова несет мрачный колорит. В ней встречаются такие темы и мотивы, каких не было у А. Пушкина. Например, темы одиночества, предчувствия собственной трагической гибели, ощущения своего “избранничества”, обрекающие на непонимание окружающих и отчужденность.
Тема изгнанничества и одиночества является центральной в стихотворении “Тучи”. По свидетельству современников, М. Лермонтов написал это произведение перед отъездом в кавказскую ссылку, поэтому оно проникнуто печалью и мыслями о тяготах и превратностях человеческой жизни.
Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он обращается к “тучкам небесным” и сравнивает их с собой. Они – “вечные странники”, они свободны и бесцельно мчатся “степью лазурною “. А лирический герой – изгнанник. И не по собственной воле покидает он “милый север”.
Большое количество риторических вопросов выражают тоску, переживание и бесконечное одиночество лирического героя. Также они показывают те тяготы человеческой жизни, которые способны омрачить душу и изгнать из родимой стороны:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Эмоциональная напряженность в стихотворении возрастает с каждым новым вопросом. Автор приходит к заключению, что тучи – изгнанники по собственному желанию, ведь они “вечно холодные, вечно свободные”, им “чужды… страсти и чужды страдания”. На земле нет ничего, что было бы дорого им, что они любили бы и о чем могли бы тосковать в разлуке.
“Нет у вас родины, нет вам изгнания”, – с печалью говорит лирический герой. Он остается с пониманием своего полного одиночества, которое никто и ничто не может разделить с ним.
Путь М. Лермонтова оказался трагически кратким: поэт погиб. Но мир, созданный им, нетленен, как образ совершенства.