Образ и характеристика Ставрогина по роману Бесы (Достоевский Ф. М.)



Споры вокруг того, что выражает фигура Ставрогина, ведутся и не утихают наравне со спорами вокруг Гамлета или Чацкого. На мой взглядой, почвой этому служит, прежде всего, неясность поведения героя, его неспособность сделать или сказать что-то вполне. В различных мнениях о нем любят доводить его до абсолюта, довершить незаконченную картину; так, одна известная специалист по Ф. М. предлагает разглядеть за Ставрогиным Христа.

Или же видят в нем воплощение беса, разумно воспринимая его как центрального персонажа романа с таким говорящим названием.

Но, скорее всего, он не воплощенное зло, и не воплощенное добро.

Скорее, он – самый что ни на есть человек; то есть, человек “очищенный” от всего, как то: Бог, Родина, любовь, короче говоря, от всякой мощной опоры человеческой жизни.

Финальное его письмо к Дарье Павловне говорит о нем, пожалуй, больше, чем что-либо в романе. О цели он пишет, что нет у него такой, хотел бы найти, да не получается. Полюбить кого-то?

Он предупреждает Дашу, что “любовь моя будет так же мелка, как и я сам”. Ни одной идее поверить он не может. В России “ничем не связан”, а в других краях и тем более. В свое время

понадеялся на разврат, но тот его как-то не устроил.

О Боге в письме он вспоминает мимоходом, в ряду идей, которые все подлежат отрицанию.

Человек без всего! Человек в чистом виде. Ободранный, как липка, по старому сравнению.

Ни за что не схватился, ни за что не закрепился.

А к “ободранному” человеку бес, куда более полнокровный по своей природе, пристает с охотой. Как и к свинье, что мы знаем из Евангелия, что вспоминается в эпиграфе к роману и столь волнует Степана Трофимовича, перед смертью отыскивающего в Священном Писании свет. Ведь такой “ободранный” человек – “не горячий, ни холодный”, как написано, опять же в Писании, в Откровении, и что опять же читается Степану Т.. Кажется, в “Письмах Баламута” К. С. Льюиса бесы не меньше своего соратника Петра Верховенского из другого романа рассчитывают заполучить бесстрастных в свои ряды.

Бесстрастие обеспечивает возможность им внушить человеку ту или иную страсть по своему, наиболее выгодному расчету, страсть нередко опустошающую и бессмысленную.

Поэтому-то Петр В. и недоумевает, когда Ставрогин не внимает его увещеваниям.

Но пусть план “А” провален; поймают не на этот раз, так на другой. Ставрогин, впрочем, думает, что не поймают (о них он может думать со знанием дела, ведь уже имел с ними сношения). Он ведь не готов поверить никакой идее; что может тогда его уничтожить? Вроде бы жить и жить, но покоя нет – достают ведь!

Самоубийство? Тоже идея все-таки, идея, требующая, казалось бы, эмоционального погружения. Однако, тут он попадается, потому что жизнь и смерть – важнейшие идеи, и к столкновению между ними все равно все приходит.

Тут жизнь оказывается более низкой и никчемной идеей, чем смерть; это и выдает, что Ставрогиным все-таки завладели те, от кого он так долго как бы держался независимо, не шагая ни к аду, ни к раю, а пребывая вроде бы в какой-то собственной плоскости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характеристика Ставрогина по роману Бесы (Достоевский Ф. М.)