Читаем Заболоцкого в 6-м классе
По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические – как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделен учебный материал для каждого класса) называется “Живописность и многозначность поэтического образа”. Очень интересно проходит работа с двумя стихотворениями Николая Заболоцкого – “Портрет” и
Начинать уроки по лирике вообще очень полезно со своеобразной “разминки” , во время которой ученики настраиваются на определенный вид деятельности, вспоминают основные поэтические приемы, создается эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.
Упражнение первое – ищем сравнения. На что похожи Телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета.
… похож на…
… напоминает…
…
(На данном этапе можно вспомнить сказку Ю. Олеши “Три толстяка”, которую ребята читали в прошлом году, и замечательно яркие, запоминающиеся сравнения, встретившиеся им в этой книге.)
Упражнение второе – ищем метафоры (на самом деле предложения будут со сравнениями, но поскольку сходство двух предметов неочевидно, то мы называем это поиском метафор). Отметим, что предложения станут сложными:
… похож на… тем, что…
… можно сравнить с… , потому что…
Сравните любой предмет из левого столбика с понятием из правого.
Related posts:
- Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого “Журавли” Данный урок дается в 6-м классе (урок программный). В последнее время в Обыкновенных школах в классе Дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка, средняя, ниже средней. Конечно, давать урок в таких классах очень сложно, ведь каждый ребенок на уроке должен чувствовать себя комфортно. На все вопросы учителя нужно […]...
- Читаем на каникулах Готовь сани летом, телегу зимой, а список для чтения на следующий год – весной. Так гласит народная методическая мудрость. Весна в разгаре. Самое время обсудить проблему каникулярного чтения подростков. И не только подростков, но и их наставников. А проблем здесь немало. Как видно из материалов номера, даже простой список летнего чтения уже становится предметом дискуссии. […]...
- Читаем “Повесть об ослеплении Василька Теребовльского” В седьмом классе при изучении “Повести временных лет” мы читаем ряд полулегендарных сказаний: “Поход Олега на Царьград”, “Месть Ольги древлянам”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Сказание о Кожемяке” и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения – ведь […]...
- Изучение литературы в 9-м классе Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, […]...
- Читаем “Дон Кихота” Знакомство шестиклассников с книгой Сервантеса “Дон Кихот” может быть организовано в режиме урока внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды. Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это […]...
- Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” Это не первый урок в 6-м классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Учащиеся уже познакомились с такими стихотворениями, как “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”, “Листок”, “Утес”. На этом уроке нужно: помочь шестиклассникам почувствовать настроение лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”; выяснить, с помощью каких средств в стихотворении создано настроение одиночества; показать […]...
- Читаем “Парус” Лермонтова Занятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный Начинаем беседу с классом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет […]...
- Урок по изобразительному искусству в 7 классе “Великие темы жизни” Урок по изобразительному искусству в 7 классе Алиева Луиза Наримановна учитель изобразительного искусства Г. Нефтеюганска ХМАО-Югры Методическая часть Урок по теме “Место и роль картины в искусстве XX века” является одной из итоговых работ по теме III четверти “Великие темы жизни”. Завершая изучение данной темы, они должны осознать место и роль тематической картины в искусстве […]...
- Читаем Фета К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений – “Чудная картина…” и “Весенний дождь”, чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами. I. “Чудная картина…”: живописность, легкость звучания стихотворения Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации. – Запишите в тетрадях три […]...
- Придаточное сравнения Придаточное сравнения – придаточное предложение, которое поясняет, уточняет какой-то элемент главной части сложного предложения посредством сравнения, подчеркивая сходство, подобие, соответствие сравниваемых явлений. Придаточные сравнения отвечают на вопросы как? как что? подобно чему? и присоединяются к главной части сложноподчиненного предложения по помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как если бы: Но вот с […]...
- Читаем Чехова Заметки о работе Летней школы для учителей литературы Ни для кого уже не секрет, что сегодня Чехов выпал из круга активного чтения. Впрочем, не только он, но и вся русская классика XIX века. В Таганроге, городе, который в общем культурном сознании самой первой ассоциацией до сих пор был связан с Чеховым, где есть не один, […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Читаем повесть Лермонтова “Тамань” Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге “историю”, проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается смелостью контрабандистов, сожалеет, что потревожил их жизнь. Но все-таки зачем он пустился в рискованную авантюру? – Единственное его желание, как он сам признается,- “достать ключ этой загадки”. И проснулись, пришли в действие его “силы необъятные”, […]...
- Урок русского языка в 9 классе “Серьезный разговор о сложных предложениях” Урок русского языка в 9 классе Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна МОУ Павинская СОШ Тема урока : Серьезный разговор о сложных предложениях Цель урока: Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы […]...
- Урок в 7 классе по теме: “Плотность вещества” – Скачать Управление образования города Снежинска Муниципальное образовательное учреждение Средняя (полная) общеобразовательная школа №117 Урок в 7 классе по теме: “Плотность вещества” Учитель физики: Дмитракова Лариса Николаевна Тема: Плотность вещества. Цель урока: Ввести понятие плотности Научить учащихся пользоваться таблицами плотности, сравнивать табличные данные, применять их при решении задач. Прививать учащимся навыки работы с учебной книгой. Продолжить работу […]...
- Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб” Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении. Вот как можно организовать […]...
- О стихотворении Николая Заболоцкого “Журавли” Перед вами фрагмент большого урока, посвященного лирике Жуковского и Заболоцкого. Он проходил в форме диалога исследовательских групп. Здесь обобщены материалы группы, исследовавшей стихотворение “Журавли”. Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: Утопая в небе, длинным треугольником, Серебряные крылья, Широкий небосвод. Возникает […]...
- Конспект урока английского языка в 6 классе по теме “Hobbies” Конспект урока английского языка в 6 классе по теме “Hobbies” Тип урока: урок-обобщение знаний Цели и задачи: Образовательные: – совершенствовать лексические и грамматические навыки на уровне высказывания; – тренировать учащихся в умении вести общение на английском языке в предлагаемых ситуациях. Развивающие -развитие лингвистических способностей (фонематический слух, языковая догадка, имитация); -развитие основных психических процессов, связанных с […]...
- Читаем рассказ “Как жаль” Урок проводится после знакомства с произведениями Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рассказами Варлама Шаламова (“Ягоды”, “Шерри Бренди”, “Как это началось”). Эпиграфы к уроку: Не прячусь, да ночь холодна. Не трушу, да время опасно… О. Чухонцев Мгновенье и – нет ни конца и ни краю Огню… Все вокруг то в куски, то в труху… Кричу: “Помогите!”, […]...
- Читаем сказку – изучаем традиции Урок литературы в 5-м классе В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения семейных традиций с пятиклассниками. Оно основано на доступном их восприятию произведении – сказке “Царевна-лягушка”. Цели урока: Познакомить учащихся с семейными традициями русского народа; формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа; развивать образное мышление и […]...
- Летняя школа “Читаем Чехова” В последние годы в живой обиход все увереннее входит понятие “музейная педагогика”. Под ней понимается приобщение школьников к музейной культуре, проведение в стенах музеев уроков и внешкольных мероприятий. Однако похоже, что это понятие будет расширять свои границы, являя миру все новые грани. Пример тому – самобытное начинание чеховского музея-заповедника в Мелихове (о его работе мы […]...
- Читаем “Житие Аввакума, им самим написанное” “Житие Аввакума, им самим написанное” – произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. “Историком” (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. “Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Родительское собрание во 2 классе Конспект родительского собрания для 2 классаРодительское собрание на тему: “Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов” Автор: Фотлер Светлана Владимировна, учитель начальных классов Краснокордонской средней школы Отдела образования акимата Алтынсаринского района, Костанайской области. Разработка родительского собраниянаправлена на привлечение родителей к проблеме волнующую, не только педагогов, но и родителей с целью повышения эффективности просветительской работы родительского […]...
- Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда. Через восемь лет, спасаясь от преследований, был вынужден эмигрировать. С тех пор его стихи бродили из дома в дом нелегально, при обысках их изымали как крамолу. А в 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому […]...
- Читаем о себе! Овен. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если Вы его обидели, то вас сразу же простят. Один раз – об дверь, два раза – об рельс. Овны отличаются достаточно высокой степенью гневливости (за Исключением тех, кто научился хорошо управлять своими эмоциями), но они Быстро и успокаиваются. Они не злобные. ))) Они […]...
- Конспект урока музыки в 1 классе на тему:”Весенняя природа в музыке” Музыка, 1 класс Урок №2 8 Дата ____________________________ Тема 2. Музыка вокруг нас Тема урока : Весенняя природа в музыке. “Послушай музыку природы…” Тип урока : урок углубления знаний и навыков Жанр: Виртуальная экскурсия Музыкальный материал : Н. Май. “Виглядаєм сонечко” Звуки природы (пение птиц) Украинская народная песня “Вийди, вийди, сонечко” Веснянка “Щебетала пташечка” Э. […]...
- Раскрыть смысл высказывания Успенского В языке есть слова (Гиа по русскому) Успенский: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Пояснить смысл высказывания Л. Успенского мне хотелось бы на примере предложения №30, в котором автор глазами мальчика рисует образ взволнованной бабушки. Она кропотливо протирает пыль, забыв при этом раздеться. Лексические средства помогают нам определить ее внутреннее […]...
- Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе Правила игры те же, что и в одноименной телевизионной игре. (Игра состоит из трех агонов и финала. В каждом агоне по 3 участника. После первого этапа – розыгрыша дорожек – игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зеленой дорожке – 4 клетки, на желтой – 3, на красной – 2. На зеленой можно […]...
- Конспект урока письма и развития речи в 8 классе “Описание предмета” КОУ Омской области “Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида”. Урок письма и развития речи в 8 классе по теме “Описание предмета”. Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова. ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста – описания. ЗАДАЧИ: 1) учить описывать предмет, используя простые […]...
- Конспект родительского собрания “Критерии оценок во 2 классе. Как к ней относиться” 2 класс Родительское собрание для 2 класса (учитель: Дубовик С. А.) Тема : ” Критерии оценок во 2 классе. Как к ней относиться” Форма проведения : круглый стол Цель собрания: Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться. Задачи: 1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. […]...
- Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Сентябрь” было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень – время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним “Золотую осень” Левитана. “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”, […]...
- Отзыв об уроке информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль Урок информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль, научить выполнять простое форматирование документов; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Организация урока […]...
- Конспект урока письма и развития речи в 6 классе по теме: “Понятие об имени прилагательном” Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края Конспект урока письма и Развития речи в 6 классе По теме: “Понятие об имени прилагательном” Подготовила и провела Учитель русского языка Недобега Наталья Ивановна Урок письма и развития речи в […]...
- Читаем повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” Ход урока Вступительное слово учителя В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В предисловии к повести “Сашка” К. Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской”. Писатели начали обращаться к простому человеку […]...
- Читаем книгу Так называется фарфоровая статуэтка, которую вы видите справа. Сделана она в советское время, когда мы были Самой читающей страной в мире. А теперь?! Теперь чтение в нашей стране – проблема. Ее специально и крупно мы еще не ставили на страницах “Литературы”. Отдельные статьи о Книге и Чтении, конечно, появляются у нас регулярно, но системно осмыслить […]...
- План-конспект урока по физической культуре в 5 классе по теме “Кувырок вперед, назад” План-конспект урока по физической культуре в 5 классе по теме “Кувырок вперед, назад” Санникова Елена Анатольевна, учитель физической культуры, МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида” Задачи: 1. Совершенствовать технику кувырка вперед, назад. 2. Развивать ловкость, гибкость, формировать правильную осанку. 3. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, чувства товарищества. Инвентарь: […]...
- Работа над сочинением в 3-ем классе В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Детство” Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка претерпевал изменения. В ранней лирике Николая Алексеевича его появление было во многом обусловлено принадлежностью писателя к объединению обэриутов, в которое также входили Хармс, Бахтерев, Введенский, […]...
- Конспект урока алгебры в 9 классе Автор: Жиляева Валентина Васильевна, учитель математики МКОУ ООШ №25 с. Ивановка Узловского района Тульской области Описание материала : Предлагаю вам конспект урока алгебры в 9 классе по теме “Преобразование выражений, содержащих степени с дробными показателями “. Этот материал будет полезен учителям математики. Конспект урока алгебры в 9 классе по теме “Преобразование выражений, содержащих степени с […]...
- Урок химии в 9 классе по теме “Фосфор и его свойства” с применением ИКТ Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования П. Шолоховского Белокалитвинского района Урок химии в 9 классе по теме “Фосфор и его свойства” с применением ИКТ Дата проведения: 5 февраля 2014 г. Провела: учитель химии Е. Г. Подоляко П. Шолоховский 2014 г. Урок химии в 9 классе “Фосфор и его свойства” с […]...