Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”



Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении.

Вот как можно организовать подобную работу при изучении сказки Константина Георгиевича Паустовского “Теплый хлеб”.

– Если бы

понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?

В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конем, и изза этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение. (Заметим, здесь могут быть и другие варианты ответа. Это упражнение отрабатывает умение употреблять союзы и обороты.)

– Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к ее героям?

Сказка интересная. Герои необычные. Очень понравились мельник Панкрат, конь, друзья Фильки.

А Филька сначала не понравился, потом мы увидели, каким он может

быть.

– К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьезно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К. Г. Паустовский назвал сказку “Теплый хлеб”. Для этого побеседуем о ней подробнее.

Кого бы вы назвали главными героями сказки?

Фильку, коня, мельника Панкрата.

– В какое время в деревне появился конь?

Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в этото время и появился в деревне конь. Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне.

Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину.

– Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?

Филька жил в деревне со своей бабушкой. Автор говорит о нем: “Молчаливый, недоверчивый. Он был равнодушен и к людям, и к играм – ко всему, что его окружало”.

На многие предложения он отвечал: “Да ну тебя!”. Потому­то его и прозвали так. К тому же еще Филька был ленивым (он “нехотя встал”, когда к нему пришел конь).

– Как же Филька встретил коня?

К коню Филька отнесся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживет.

Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт.

– Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что­нибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтем и сравним два эпизода.

Что в них любопытного?

Сравнительный анализ эпизодов

1. Описание природы до встречи Фильки с конем.

2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз…”).

Первый эпизод описывает теплую погоду, вода не замерзла, отремонтированная мельница вот­вот начала бы работать и дала бы людям жизнь – хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует прием олицетворения. Метель ведет себя как рассерженный человек.

Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично все происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька все никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).

– Как вы объясните фразу: “…сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист, – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам”?

Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь – часть природы. Конь – друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье.

И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе все взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня.

Злой человек принес зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…

А так как конь был общественным, то Филька принес горе и всей деревне.

Все сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет…” Слезы бабки олицетворяли слезы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.

(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)

– Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи?

То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью. Но люди оказались злые, ленивые.

Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер.

Закономерность: принес зло другому – приобрел зло себе. Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил.

– Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?

Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.

(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами…” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками”.)

– Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой”?

Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести еще много добра, приятных минут, и их веселье не соответ­ствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.

– Легко ли было идти Фильке к мельнику?

Почему?

Во­первых, было очень много снега. Он мешал идти мальчику. Во­вторых, автор передает душевное состояние Фильки: мальчик понимает, какую беду сотворил, он испытывает беспокойство и смятение, боится, что его накажут или что он не сможет ничего исправить.

И всетаки Филька, несмотря на все страхи и трудности, доходит до Панкрата.

– Послушаем разговор мельника и Фильки.

(Инсценирование эпизода с условным названием “Филька у Панкрата” со слов “Филька постучал в окошко Панкратовой избы…” до слов “В сенях у Панкрата жила сорока”.)

– Смог ли рассказать Филька о своем проступке? Как это его характеризует?

Филька повел себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и все исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.

– Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?

Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, веселым. Веселым – значит без зла.

Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким.

Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.

– Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?

Панкрат считал, что это теплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лед. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.

– Кто же прав?

(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжелом дыму…” до слов “В воздухе запахло весной…”)

И старики, и молодые ребята – все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лед у мельницы. Молодое поколение училось у старого.

Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о березовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребенка.

Шумят березы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.

– Что было наградой жителям деревни за дружную работу?

Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.

– Почему женщины при этом смеялись?

Смех – это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, – к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, все живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замерзло в слезах и печали.

В домах опять поселилось добро.

– Что еще символизировало жизнь в этой деревне?

Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “теплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб – всему голова”.

В рассказе говорится о душевном тепле, о теплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб – символ уюта, дружбы.

– Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?

Нет, пока Филька не пообщался с конем, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.

(Чтение по ролям от слов “На следующее Утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице…” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия…”)

– Почему конь не принял хлеб, который нес ему Филька?

В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался.

Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.

– Кто помог Фильке помириться с конем?

Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника.

Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.

– Прочитайте сцену примирения Фильки с конем. Какие чувст­ва стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?

Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое­либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга.

И никто никогда не назовет Фильку “Ну тебя!”.

– Как вы объясните название сказки Паустовского “Теплый хлеб”?

В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.

Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему “Преображение Фильки”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”