Урок русского языка в 9 классе “Серьезный разговор о сложных предложениях”

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна

МОУ Павинская СОШ

Тема урока : Серьезный разговор о сложных предложениях

Цель урока:

Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах

Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений

Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений

Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы

Через межпредметные связи развивать учебно – познавательную деятельность учащихся

Ход урока:

1.Анализ предложений

Создание проблемной ситуации

Над Москвой розовеют дали. Утро начинается в Москве.

На доске 2 простых предложения

– Почему они называются простыми?

– Можно ли 2 эти предложения соединить в сложное? Как?

Учитель ставит между простыми предложениями союз и

– Нет ли ошибки?

Нужна запятая

2. Объявление темы урока:

Серьезный разговор о сложных предложениях

3. Движение новой темы

Сравним схемы простого и сложного предложения ( Схемы на таблице)

– Чем различаются простые и сложные предложения?

( Количеством грамматических основ)

– Сколько простых предложений в составе сложного, если в нем 6 грамматических основ?

( 6 )

4. Работа с теоретическим материалом учебника

Тема ” Сложное предложение”

Самостоятельное чтение материала с пометкой на полях:

Это уже знал

Узнал новое

5. Проверка усвоения материала, обсуждение “нового”

Вывод:

Сложное предложение представляет собой единое целое, связанное по смыслу и интонацией, а часто союзами и союзными словами для связи частей в целое.

Разделяются части сложного предложения – , ; :

6. Закрепление

Работа с предложениями на тему ” Творчество поэта” ” Поэтическое состояние души”

Сегодня мы с вами побываем в мире творчества, возвышенного состояния души, разбуженной мысли, которая выливается в стихах

А)

Текст для наблюдений “О творчестве”

А туманы сами рвались в клочья,

И горели звезды днем и ночью,

И звенела птица – троеглазка,

И на цыпочках ходила сказка. ( Прокофьев)

Б)

Анализ предложения :

– Какой момент творчества запечатлел поэт?

(начало, брожение чувств, впечатлений)

– Подчеркните ключевые слова, входящие в грамматическую основу

– Какое перед нами предложение?

– Как связаны между собой части предложения? ( Союзами)

– Какие средства выразительности использовал автор?

(Метафоры, эпитеты)

Построение схемы предложения на доске учителем

В) Орфографическая минутка

Ученик записывает словосочетания на доске и проводит орфографический анализ

– уд И Влят Ь Ся пр И Род Е И н А Сл А Ждат Ь Ся ч У Де Сны М

Г) Запись предложения на доске

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу,

Перо – к бумагу ( А. С. Пушкин)

– Какой момент творчества запечатлел Пушкин?

( пробуждение поэзии )

– Какое перед нами предложение? Докажите.

– А зачем нужны Пушкину и нам союзы и знаки препинания?

Союзы связывают части в единое целое

Знаки разделяют, “сигнализируют” о конце мысли и границе предложения.

7. Графический диктант

Двое учеников одновременно рисуют схему предложения на доске, воспринимая текст на слух.

Учитель:

– Вот так поэт рисует то, что он увидел в окружающем мире.

Уже найдены образы. Конец творческого процесса.

1) Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету,

И ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую высоту… А. Блок

Проверка схем. Сверяем, у кого более правильно.

2) С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам. Ф. Тютчев

Это предложение без союзов. Союз – и – связывает однородные члены предложения, которые обобщаются словом ВСЕ

8. Составление предложений по заданным грамматическим основам:

1) …..книги пахнут….., и хочется…….

2) Музыка наполняет……, что…..слезы наворачиваются….

Запись самых красивых предложений

9 . Момент творчества

– Составьте текст только из простых предложений на любую тему.

– Возможно ли такое в живом языке?

– Остается ли язык так же богат и красив?

10. Итог урока : Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чем задумались?

Сложен ли, на ваш взгляд, творческий процесс?

11 . Домашнее задание

Тестовые задания разного уровня сложности по теме ” Предложение”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок русского языка в 9 классе “Серьезный разговор о сложных предложениях”