Читаем повесть Лермонтова “Тамань”
Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге “историю”, проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается смелостью контрабандистов, сожалеет, что потревожил их жизнь. Но все-таки зачем он пустился в рискованную авантюру? – Единственное его желание, как он сам признается,- “достать ключ этой загадки”. И проснулись, пришли в действие его “силы необъятные”, вовлекли в приключение и нарушили жизненные связи людей, совсем чужих для Печорина, случайно встреченных им.
Когда
И снова тоска, скука…
Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их. Это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом: она вся в форме; если выписывать, то должно бы ее выписать всю от слова до слова, пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели…
Что
Из статьи “Герой нашего времени”. Сочинение М. Лермонтова”
- Читаем повесть Лермонтова “Максим Максимыч” Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Таким образом завязалось у автора знакомство с одним из интереснейших лиц его романа – с Максимом Максимычем, с этим типом старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело […]...
- Тамань. Повесть. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.) Тамань.- По свидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 г. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказа 1830-х годов подробно описал дни, […]...
- Читаем “Парус” Лермонтова Занятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный Начинаем беседу с классом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет […]...
- Читаем “Повесть об ослеплении Василька Теребовльского” В седьмом классе при изучении “Повести временных лет” мы читаем ряд полулегендарных сказаний: “Поход Олега на Царьград”, “Месть Ольги древлянам”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Сказание о Кожемяке” и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения – ведь […]...
- Читаем повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” Ход урока Вступительное слово учителя В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В предисловии к повести “Сашка” К. Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской”. Писатели начали обращаться к простому человеку […]...
- Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” Это не первый урок в 6-м классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Учащиеся уже познакомились с такими стихотворениями, как “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”, “Листок”, “Утес”. На этом уроке нужно: помочь шестиклассникам почувствовать настроение лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”; выяснить, с помощью каких средств в стихотворении создано настроение одиночества; показать […]...
- Анализ главы Тамань (по роману М – Ю – Лермонтова Герой нашего времени) Герой нашего времени Лермонтов М – Ю – Тамань Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Герой нашего времени Лермонтов М. Ю. Тамань Какое-то странное чувство вызывает глава “Тамань” из повести “Герой нашего времени”. Странные персонажи, странные события. Вроде бы, рассказ составлен по всем правилам – завязка, развитие сюжета, кульминация… Однако, не покидает ощущение какой-то неправильности. […]...
- Краткое изложение “Герой Нашего Времени”. Повесть “Тамань” “Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить” – такими словами открывается эта повесть Печорина. Он задержался в Тамани по пути на Кавказ. Свободных казенных квартир не оказалось, и Печорина поселили в хате на берегу моря, предупредив, что “там нечисто”. […]...
- Пейзаж и его роль в повести “Тамань” (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В романе описана кавказская природа. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги (“Бэла”, “Максим Максимыч”), Тамани (“Тамань”), Пятигорска и Кисловодска (“Княжна Мери”). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью, и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит […]...
- ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к воспроизводимой ним действительности представляет полную противоположность романтическим произведениям его предшественников. Белинский высоко ценил эту повесть, называя ее лирическим стихотворением: “Она вся в форме; если выписывать, […]...
- Сочинение на тему: “Глава “Тамань” в повести М. Ю. Лермонтова” Действие повести-главы “Тамань” в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова происходит в небольшом провинциальном городке, который вернее было бы назвать большой деревней. “Тамань” – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – неприязненно отзывается Печорин о своем пребывании в Тамани. […]...
- Анализ главы “Тамань” (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу Печорина”) и […]...
- Романтическое и реалистическое в повести “Тамань” (по роману”Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю.) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей, каждая из которых рассказывает о какой-то необыкновенной истории в жизни главного героя. Раскрывая образ Печорина, Лермонтов показывает своего героя в самых различных ситуациях. Так, в повести “Бэла” мы узнаем о жизни Печорина на Кавказе, о быте и нравах горцев. В повести “Княжна Мери” герой изображен в […]...
- Читаем на каникулах Готовь сани летом, телегу зимой, а список для чтения на следующий год – весной. Так гласит народная методическая мудрость. Весна в разгаре. Самое время обсудить проблему каникулярного чтения подростков. И не только подростков, но и их наставников. А проблем здесь немало. Как видно из материалов номера, даже простой список летнего чтения уже становится предметом дискуссии. […]...
- Почему именно повесть “Фаталист” завершает роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? (ЕГЭ по русскому) “Герой нашего времени” – это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально – психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, […]...
- Читаем Заболоцкого в 6-м классе По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические – как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделен учебный материал для каждого класса) называется “Живописность и многозначность поэтического образа”. Очень […]...
- Как показан образ Печорина в главе Тамань (Лермонтов М. Ю.) В главе Тамань нам показана встреча Печорина с честными контрабандистами. Благодаря данному случаю мы можем ближе узнать Печорина. Во-первых, мы узнали, что у Печорина на все есть свои предубеждения:” я имею сильное предубеждение против всех слепых.” Это может говорить о том, что Печорин довольно образованный человек. Он может вести глубокие рассуждения на разные темы. Печорин […]...
- Читаем “Дон Кихота” Знакомство шестиклассников с книгой Сервантеса “Дон Кихот” может быть организовано в режиме урока внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды. Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это […]...
- Образ и характер Печорина в главе Тамань по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) Печорин – молодой офицер, который по пути на Кавказ попадает в небольшой приморский городок Тамань, где с ним за короткий срок случаются необыкновенные происшествия. Можно смело сказать, что Печорин нетерпелив, так как по самому своему приезду он требует как можно быстрей привести его на место. Также, можно сделать вывод, что он не бездушен, ибо его […]...
- Характеристика Янко в повести “Тамань” Описание Хаты контрабандистов подготавливало появление в повести таких же необычных, как и жилище, людей. Печорин, спрятавшись за скалою, слышит, что человек, которого ждут слепой и девушка,- Янко,- не боится никого и ничего. Печорин видит в волнах черную точку лодку Янко и не может не воскликнуть: “Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив […]...
- Роль главы Тамань по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) И ненавидим мы, и любим мы случайно, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург. Для всего его творчества характерна тема одиночества, одиночества души. Эта тема не обходит стороной и его роман “Герой нашего времени”. В нем […]...
- Читаем Чехова Заметки о работе Летней школы для учителей литературы Ни для кого уже не секрет, что сегодня Чехов выпал из круга активного чтения. Впрочем, не только он, но и вся русская классика XIX века. В Таганроге, городе, который в общем культурном сознании самой первой ассоциацией до сих пор был связан с Чеховым, где есть не один, […]...
- Читаем Фета К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений – “Чудная картина…” и “Весенний дождь”, чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами. I. “Чудная картина…”: живописность, легкость звучания стихотворения Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации. – Запишите в тетрадях три […]...
- Читаем книгу Так называется фарфоровая статуэтка, которую вы видите справа. Сделана она в советское время, когда мы были Самой читающей страной в мире. А теперь?! Теперь чтение в нашей стране – проблема. Ее специально и крупно мы еще не ставили на страницах “Литературы”. Отдельные статьи о Книге и Чтении, конечно, появляются у нас регулярно, но системно осмыслить […]...
- Читаем рассказ “Как жаль” Урок проводится после знакомства с произведениями Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рассказами Варлама Шаламова (“Ягоды”, “Шерри Бренди”, “Как это началось”). Эпиграфы к уроку: Не прячусь, да ночь холодна. Не трушу, да время опасно… О. Чухонцев Мгновенье и – нет ни конца и ни краю Огню… Все вокруг то в куски, то в труху… Кричу: “Помогите!”, […]...
- Читаем сказку – изучаем традиции Урок литературы в 5-м классе В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения семейных традиций с пятиклассниками. Оно основано на доступном их восприятию произведении – сказке “Царевна-лягушка”. Цели урока: Познакомить учащихся с семейными традициями русского народа; формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа; развивать образное мышление и […]...
- Сатирическая повесть М. Булгакова “Собачье сердце” как повесть-предупреждение “Собачье сердце” открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, – эволюции и революции, стремления к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки, нераздельности реального и мистического. В повести читатель обнаружит и острую сатиру на современную писателю действительность, и элементы фантастики, и мистику, и психологическую […]...
- Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда. Через восемь лет, спасаясь от преследований, был вынужден эмигрировать. С тех пор его стихи бродили из дома в дом нелегально, при обысках их изымали как крамолу. А в 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому […]...
- Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб” Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении. Вот как можно организовать […]...
- Читаем о себе! Овен. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если Вы его обидели, то вас сразу же простят. Один раз – об дверь, два раза – об рельс. Овны отличаются достаточно высокой степенью гневливости (за Исключением тех, кто научился хорошо управлять своими эмоциями), но они Быстро и успокаиваются. Они не злобные. ))) Они […]...
- Печорин в повести “Тамань” В “Тамани” романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с сугубо реалистической обрисовкой характера и быта вольных контрабандистов. Этих людей “свободной профессии” что-то роднит с горцами. Как Казбич, Азамат и Бэла, Янко и его верная спутница живут легко, свободно. Лермонтов вновь вводит Печорина в чужую ему социальную среду, чтобы обнажить пустоту и бесцельность жизни героя. Безрассудные поступки, […]...
- Летняя школа “Читаем Чехова” В последние годы в живой обиход все увереннее входит понятие “музейная педагогика”. Под ней понимается приобщение школьников к музейной культуре, проведение в стенах музеев уроков и внешкольных мероприятий. Однако похоже, что это понятие будет расширять свои границы, являя миру все новые грани. Пример тому – самобытное начинание чеховского музея-заповедника в Мелихове (о его работе мы […]...
- Художественный мир повести Г. А. Печорина “Тамань” Перед нами – повесть, автором которой является сам Печорин. Внимательно вчитываясь в текст, попытаемся реконструировать по нему образ “автора”. Не Лермонтова, а Печорина. Примем правила игры. Постараемся проникнуть в художественный мир повести Г. А. Печорина. Место действия – “самый скверный городишко из всех приморских городов России”. В него попадает едущий по казенной надобности герой, от […]...
- Читаем “Житие Аввакума, им самим написанное” “Житие Аввакума, им самим написанное” – произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. “Историком” (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. “Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Повести “Бэла” и “Тамань” в раскрытии образа Печорина Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после провала выступления декабристов. Лермонтов – это представитель светской молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять ее. На протяжении всего своего творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на […]...
- Характеристика девушки-контрабандистки в повести “Тамань” Девушка-контрабандистка охарактеризована более полно. Вначале она дана, как силуэт, как “белая фигура” в тревожном ожидании своего друга, Она вызывает симпатию к себе печалью, звучащей в ее голосе, беспокойством, с каким она вглядывается в даль моря, своей тревогой за Янко, звучащей в вопросе “А если он утонет?” Следующее появление ее несколько противоречит впечатлению, сложившемуся первоначально; на […]...
- Краткое содержание: Герой нашего времени – Тамань, Лермонтов Повествование ведется от первого лица (от лица Печорина). Поздно ночью на перекладных Печорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота – слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин […]...
- Краткое содержание Тамань Герой нашего времени по главам в сокращении (Лермонтов М. Ю.) Рассказ написан от имени Печорина. Он три дня находится в пути, приезжает в Тамань, на постой его размещают в хате у самого моря. В хате живет слепой мальчик, сирота, говорит, что хозяйка умерла, а ее дочка “утекла за море с крымским татарином, лодочником из Керчи”. Печорину не спится ночью и он замечает, что мальчик, захватив […]...
- Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь “честных контрабандистов”? Из истории работы над “Героем нашего времени” известно, что все главы, составляющие роман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр “Тамани” как новеллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать “Тамань” новеллой? Дайте развернутый ответ. Новелла отличается острым, часто парадоксальным сюжетом, […]...
- Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла Найдите в тексте картины и сцены романтического и реалистического планов. Как они между собой связаны? В “Тамани” сталкиваются романтическая и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукоризненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрассудность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но […]...