Читаем на каникулах
Готовь сани летом, телегу зимой, а список для чтения на следующий год – весной. Так гласит народная методическая мудрость. Весна в разгаре. Самое время обсудить проблему каникулярного чтения подростков.
И не только подростков, но и их наставников.
А проблем здесь немало. Как видно из материалов номера, даже простой список летнего чтения уже становится предметом дискуссии. Что в него включать?
Как его подавать и оформлять? Вменять ли в обязанность читать по этому списку или предлагать его просто для ознакомления? И вообще, стоит
А уж если список дали, как проверить прочитанное? На все эти вопросы учителями-словесниками даются разные ответы. Часть из них собрана в этом номере.
Лично я списки даю, причем избыточно длинные (типа списка кораблей у Гомера-Мандельштама). Мои ученики обычно в шутку обещают мне “список за лето прочесть”, имея в виду перечень, а не сами книги… Книги, впрочем, тоже читают. Не все и не все, но список помогает им хотя бы ориентироваться в книжном пространстве.
Благодаря
Для меня так и не решенной проблемой, связанной со списками, остается такая: мы чаще всего очень надолго разъединяем момент первого прочтения и момент изучения. Если летом прочитаны объемные книги, черед которых в программе придет зимой или весной, то мы лишаем себя совместной с учениками радости первого узнавания. Действительно, лучше бы раскрыть Достоевского или Гоголя прямо на уроке и начать читать вслух.
И лучше бы, чтобы до урока никто в них и носа не совал – вот тогда будет эффектик! Но как же тогда успеть все во время учебного года? Ведь если я поманю в “Войну и мир” первым чтением, то потом нужно как минимум месяц или два, чтобы ученики Роман дочитали…
Патовая ситуация, однако думать над ней надо. Может быть, хотя бы небольшие программные произведения по максимуму выводить из летних списков, хранить до времени в тайне, делать сюрпризом? Не знаю.
Ловлю себя на том, что уже вступаю в дискуссию с авторами номера – а вы еще не познакомились с их позициями. Поэтому поспешу пригласить вас к чтению номера. Надеюсь, что и вас он тоже позовет к диалогу.
Еще два слова тем, кто ищет, что же такого почитать в эти летние каникулы. Рекомендую обратить внимание на специальную вкладку в центре номера: она называется “Три книги на лето”. Считайте эти книги нашим добавлением к спискам для чтения.
Related posts:
- Читаем книгу Так называется фарфоровая статуэтка, которую вы видите справа. Сделана она в советское время, когда мы были Самой читающей страной в мире. А теперь?! Теперь чтение в нашей стране – проблема. Ее специально и крупно мы еще не ставили на страницах “Литературы”. Отдельные статьи о Книге и Чтении, конечно, появляются у нас регулярно, но системно осмыслить […]...
- Читаем Заболоцкого в 6-м классе По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические – как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделен учебный материал для каждого класса) называется “Живописность и многозначность поэтического образа”. Очень […]...
- Читаем “Дон Кихота” Знакомство шестиклассников с книгой Сервантеса “Дон Кихот” может быть организовано в режиме урока внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды. Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это […]...
- Читаем Чехова Заметки о работе Летней школы для учителей литературы Ни для кого уже не секрет, что сегодня Чехов выпал из круга активного чтения. Впрочем, не только он, но и вся русская классика XIX века. В Таганроге, городе, который в общем культурном сознании самой первой ассоциацией до сих пор был связан с Чеховым, где есть не один, […]...
- Летняя школа “Читаем Чехова” В последние годы в живой обиход все увереннее входит понятие “музейная педагогика”. Под ней понимается приобщение школьников к музейной культуре, проведение в стенах музеев уроков и внешкольных мероприятий. Однако похоже, что это понятие будет расширять свои границы, являя миру все новые грани. Пример тому – самобытное начинание чеховского музея-заповедника в Мелихове (о его работе мы […]...
- Сочинение на тему Летний отдых на каникулах Как я провел лето на даче у бабушки Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй. Мы с ней хорошо поладили. Бабушка […]...
- Сочинение на тему: “Что я делал на своих летних каникулах” Я мог описать очень многое, что сомной происходило на каникулах, но я расскажу только про то как я поехал в Казахстан, в город Астана. Мы отправились на поезде. Не смотря на то что поезд был среднего класса, обслуживание было вполне прилично: нас сопроводили до нашей кабинки и убедились в том, что были предоставлены все удобства. […]...
- Чем занять ребенка на летних каникулах? Советы родителям Дети больше не в школе, и вы пытаетесь заполнить их дни хоть чем-нибудь. Чтобы Дети не путались под ногами, потому что и мамины, и папины дела летом никуда не делись. А еще потому, что зачастую долгожданное лето оборачивается для ребенка настоящим разочарованием, когда сутками некуда себя деть, нечем заняться, некуда пойти, – “скука жуткая”. Давайте […]...
- Читаем повесть Лермонтова “Тамань” Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге “историю”, проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается смелостью контрабандистов, сожалеет, что потревожил их жизнь. Но все-таки зачем он пустился в рискованную авантюру? – Единственное его желание, как он сам признается,- “достать ключ этой загадки”. И проснулись, пришли в действие его “силы необъятные”, […]...
- Читаем “Парус” Лермонтова Занятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный Начинаем беседу с классом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске: Белеет […]...
- Читаем Фета К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений – “Чудная картина…” и “Весенний дождь”, чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами. I. “Чудная картина…”: живописность, легкость звучания стихотворения Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации. – Запишите в тетрадях три […]...
- Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” Это не первый урок в 6-м классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Учащиеся уже познакомились с такими стихотворениями, как “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”, “Листок”, “Утес”. На этом уроке нужно: помочь шестиклассникам почувствовать настроение лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”; выяснить, с помощью каких средств в стихотворении создано настроение одиночества; показать […]...
- Читаем “Житие Аввакума, им самим написанное” “Житие Аввакума, им самим написанное” – произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. “Историком” (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. “Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Читаем о себе! Овен. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если Вы его обидели, то вас сразу же простят. Один раз – об дверь, два раза – об рельс. Овны отличаются достаточно высокой степенью гневливости (за Исключением тех, кто научился хорошо управлять своими эмоциями), но они Быстро и успокаиваются. Они не злобные. ))) Они […]...
- Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб” Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении. Вот как можно организовать […]...
- Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда. Через восемь лет, спасаясь от преследований, был вынужден эмигрировать. С тех пор его стихи бродили из дома в дом нелегально, при обысках их изымали как крамолу. А в 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому […]...
- Читаем повесть Лермонтова “Максим Максимыч” Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Таким образом завязалось у автора знакомство с одним из интереснейших лиц его романа – с Максимом Максимычем, с этим типом старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело […]...
- Читаем сказку – изучаем традиции Урок литературы в 5-м классе В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения семейных традиций с пятиклассниками. Оно основано на доступном их восприятию произведении – сказке “Царевна-лягушка”. Цели урока: Познакомить учащихся с семейными традициями русского народа; формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа; развивать образное мышление и […]...
- Читаем повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” Ход урока Вступительное слово учителя В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В предисловии к повести “Сашка” К. Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской”. Писатели начали обращаться к простому человеку […]...
- Читаем “Повесть об ослеплении Василька Теребовльского” В седьмом классе при изучении “Повести временных лет” мы читаем ряд полулегендарных сказаний: “Поход Олега на Царьград”, “Месть Ольги древлянам”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Сказание о Кожемяке” и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения – ведь […]...
- Время читать! Кажется, нам не дано предугадать, что год грядущий нам готовит… 2007 год был объявлен в Москве Годом ребенка – с одной стороны, и Годом русского языка – с другой. Более того, во всей России 2007-й прошел под названием Года чтения. 2008-й в Москве пока объявлен Годом семьи и вряд ли будет вторым Годом чтения в […]...
- Видеоролик. Мой друг-книга Автор: Щербакова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества “Радуга ” города Лермонтова. Цели: – развивать устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности, – развивать способности самостоятельно принимать решения в выборе тем и способов самовыражения, – воспитать чувство коллективизма и культуры поведения в социуме, – приобщать ребенка к миру прекрасного. Видеоролик “Мой друг – книга […]...
- Конспект урока английского языка “Школьные предметы” ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙКОГО ЯЗЫКА Учитель: Чунаева О. Б. – учитель английского языка Школа, класс: ГОУ СОШ №1297 4 класс “б” Дата: 19.10.2015 Тема урока: “Школьные предметы” Тип урока: “Урок применения знаний, навыков и умений” Место урока (в цепи уроков): Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Цели урока: 1) практическая цель – совершенствование […]...
- Мое свободное время Свободное от занятий время я провожу с пользой для себя. К слову сказать, я считаю что человек должен саморазвиваться. Поэтому я много читаю. В основном книги о психологии личности, ведь если ты понимаешь людей и сможешь предугадывать их поступки, то можно в будущем избежать ошибок в общении с тем или иным человеком. Также в список […]...
- Любимая книга 4 класс У каждого человека есть своя любимая книга, которую он перечитывает, отрывки из которой помнит наизусть, героями которой восхищается и стремится им подражать. Моей любимой книгой является “Гарри Потер и философский камень”. Чтение этой книги погрузило меня в необыкновенный сказочный фантастический мир. При чтении книги мне было интересно наблюдать за изменениями нашего мира, видеть, что он […]...
- По тексту Лебедеву Владимир Солоухин в одном из стихотворений (ЕГЭ по русскому) Наша жизнь полностью занята заботами, хлопотами, делами. В быстроте и суете серых будней далеко не у каждого найдется время для чтения книг. В чем заключается роль книги в жизни человека? Вот проблема, над которой задумывается автор предложенного текста. Рассуждая над волнующим вопросом, автор приводит в пример Ивана Сытина и издателя Павленкова, которые заботились о том, […]...
- “Заветная мечта”: накануне исполнения Когда вы будете держать этот номер в руках, наверное, уже станут известны финалисты Национальной детской литературной премии “Заветная мечта”. Их книги выйдут массовыми тиражами, поступят в библиотеки, станут предметом для поклонения и критики. Пока же, перед самой сдачей номера в печать, мы получили шорт-лист премии. Несмотря на название, он получился достаточно длинным, и мы печатаем […]...
- Индийская притча Список хороших и плохих людей Индийская притча Жил-был король. Он призвал двух человек выполнить для него задание. Одного он попросил составить список всех хороших людей в королевстве, другого – подготовить список всех плохих людей, и дал неделю сроку. Через неделю оба вернулись и представили списки королю. Того, которому поручили составить список хороших людей, спросили: – […]...
- Присмотримся к книге Не скрою, что мне хотелось бы в кабинете литературы помимо книг на партах видеть ноутбуки. На мой взгляд, компьютер книге не мешает, особенно если умело этим компьютером пользоваться. Например, при выполнении аналитической работы на экране можно быстро открыть любой справочник или словарь, выполнить сложную работу с эпизодом, с иллюстрациями. В старших классах это бы очень […]...
- Сочинение на тему: “Книга” Современная жизнь невозможна без чтения Книг. Влияние литературы на сознании людей огромно. Регулярное чтение обогащает человеческие знания о мире и помогает сформировать всю вашу индивидуальность. Если Книга обращается к вам, она вызывает много чувств и эмоций в вашем сердце. Если взять к чтению, мир идей и проблем других людей то данная тема становится знакомой для […]...
- Сочинение на тему “Книга в жизни школьника” О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жизни, окружающем мире и его манящих тайнах. Увы, потери человека, отказывающегося от чтения, невосполнимы. Если в качестве альтернативы поиска необходимой информации мы с готовностью используем сеть […]...
- Проблема выбора книг для чтения В данной статье Д. Гранин поднимает проблему выбора книг для чтения. Знаменитый писатель с грустью констатирует, что в наши дни многие люди, особенно молодое поколение, выбирают книги по принципу “чем ярче и красочнее обложка, тем книга лучше”. Их не так волнует содержание произведения, важнее его оформление. И таких недальновидных читателей, как и “несъедобных” произведений становится […]...
- Там, где и физики, и лирики в почете “Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне” – эти слова явно не отнесешь к Физико-математическому лицею № 31 г. Челябинска. Одно из самых сильных учебных заведений не только области, но и России, необыкновенно высоко держащее планку в обучении точным и естественным наукам (ежегодное количество дипломов на Всероссийских олимпиадах – свыше двадцати, восемь золотых медалей […]...
- Чтение литературного произведения – труд или отдых? Нельзя однозначно причислить чтение литературных произведений к отдыху или труду. Мы наслаждаемся книгой, но одновременно получаем новые знания, развиваемся. Во многом определяющим критерием является жанр книги: развлекательная она или серьезная. В процессе чтения отдых и труд стоят рядом, попеременно занимая лидирующие позиции. Чтение дает возможность отстраниться от внешнего мира, житейских проблем, погрузиться в описанный автором […]...
- Сочинение на тему: Важность чтения в человеческой жизни Бесспорно, именно Книги – это один из перечней тех эстетических удовольствий, которые не просто расслабляют (хотя вряд ли ты расслабишься, читая запутанный сюжет мистического романа или напряженный детектив, однако это уже совсем другая история), а еще и позволяют нам развиваться, идти вперед и даже больше – выходить за пределы своего ума. Чтение занимает весьма актуальное […]...
- Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований “Что читают нынешние Дети?” Задаю этот вопрос учителям, родителям, методистам – и слышу в ответ безоговорочное: “Да ничего они не читают!” В голосе одних – раздражение, других – привычная скука, третьих – надежда “зацепить” и продолжить разговор на волнующую тему. Детское чтение – тема, которая, как мне кажется, […]...
- Все мы немножко ангелы Цель урока – посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л. С. Петрушевской. Урок основан на технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Газета “Первое сентября” на своих страницах представляла эту технологию, начиная с 2001 года. Оборудование урока. Каждому я раздаю по две таблицы, они […]...
- Книга – источник знаний Всегда источником знаний считалась книга. Современный мир компьютерных технологий значительно влияет на Значение книги в жизни человека. Бумажная книга стала лишней, носить ее неудобно, даже на телефон можно перенести больше информации. Хотя существуют люди, которые отдают предпочтение именно бумажным изданиям. Сегодня понятие книги как таковой трансформировалось. Книга перешла в другую форму существования, но не перестала […]...
- 15.3 Драгоценные книги (Аргументы ЕГЭ) В современном мире есть много вещей, которыми можно заняться, помимо книг. Я люблю смотреть что-то в интернете, часами просиживать за играми или сериалом. Но книгу ничто заменить не может. Книги играют важную роль. Они открывают нам мир, показывают истории, которые повторяются с людьми снова и снова. Книги учат нас жизни, показывают все положительные и отрицательные […]...
- Книги Книга. Книги! Книги… В детстве приятным сказочным голосом книги читала мне мама. Какие же они были завораживаюие, яркие, иллюстрированные! Именно в этом возрасте мама привила мне бережное отношение к книге. Рос я, росли и мои книги. Я научился понимать и чувствовать глубину текста художественной литературы в начальной школе. Как много разных характеров разбирали мы на […]...