Летняя школа «Читаем Чехова»
В последние годы в живой обиход все увереннее входит понятие «музейная педагогика». Под ней понимается приобщение школьников к музейной культуре, проведение в стенах музеев уроков и внешкольных мероприятий. Однако похоже, что это понятие будет расширять свои границы, являя миру все новые грани.
Пример тому — самобытное начинание чеховского музея-заповедника в Мелихове (о его работе мы не так давно подробно писали: Литература. 2005. № 16), организовавшего в конце августа летнюю школу для учителей-словесников «Читаем Чехова». Проект
Существенную поддержку проекта осуществляет и Министерство культуры Московской области. Предполагается, что летняя школа будет проводиться ежегодно и станет еще одной доброй традицией музея.
Чем же эта школа может привлечь учителей России?
Здесь в течение нескольких дней проходит самое настоящее учение с увлечением, сосредоточенное на вопросах преподавания чеховского творчества школьникам. Занятия со словесниками ведут филологи — преподаватели
В первую летнюю школу собрались учителя из Московской, Тверской, Ярославской, Калужской областей. В будущем намечается существенно расширить географию, уделить серьезное внимание поиску участников. В планах организаторов провести такую школу специально для сельских учителей, для молодых специалистов.
«Литература», как теперь принято говорить по-русски, становится Информационным спонсором этой школы. На наших страницах вы своевременно найдете все необходимые сообщения о работе мелиховского музея по подготовке к чеховской школе в будущем году. Мы будем помогать в поиске тех, кому такая школа особенно нужна.
Потребность в серьезном разговоре о Чехове давно уже назрела в наших педагогических и научных кругах. И не только в связи с грядущим 150-летием, к которому начали готовиться уже и на государственном уровне. Как вы знаете, наша газета юбилеи не празднует: мир литературы не зависит от круглостей и округлостей.
Важно другое: как точно заметила лектор школы, профессор О. М. Скибина из Оренбурга, существуют чудовищные «ножницы» между чеховедением и общеобразовательной школой, между наукой, методикой и практикой преподавания.
Мало того, что пособия и учебники, методички разных родов пестрят ошибками и неточностями — они еще наполнены вульгарными трактовками, однобоко и тенденциозно подающими Чехова. В изучении этого писателя накопилась огромная инерция, которая часто ведет к тому, что школьники не понимают Чехова и не хотят его читать. Многие учителя, выступая на круглом столе в первый же день летней школы, говорили о том, что неудачно построены практически все школьные программы, расположение произведений по классам и сам их отбор никак не способствуют пробуждению интереса ребенка к Чехову. Существует проблема «заезженности» методических приемов изучения, остра потребность в новом, живом слове о писателе.
Тут могла бы помочь наука, но и она зачастую находится в плену своих теоретических построений и говорит с миром на птичьем языке.
Диалог представителей высшей школы, научного сообщества и школьных словесников крайне необходим. Такой диалог и зародился в летней чеховской школе. Подчас он был бурным, подчас напоминал «диалог глухих» из чеховских драм, но результат его несомненно будет плодотворным.
Мы готовимся продолжить обсуждение проблем школьного чеховедения на страницах газеты. В наших планах — подготовка тематического чеховского номера (конец зимы — начало весны 2007 года). Присылайте свои вопросы и предложения к этому номеру.
Расскажите о тех трудностях, с которыми сталкиваетесь вы при изучении Чехова, о тех находках, которыми могли бы поделиться с коллегами.
Ваши письма помогут в точном определении содержания будущего чеховского номера, обозначении главных проблем представления живого чеховского наследия школьникам.
Ждем ваших писем с пометкой «Читаем Чехова».