Анализ стихотворения Заболоцкого «Светляки»

В 1938 году Заболоцкого арестовали, предъявив обвинение в антисоветской пропаганде. Смертной казни ему удалось избежать только из-за того, что он отказался признаваться в создании контрреволюционного объединения. Из-под стражи поэт вышел в 1944 году. Пережитый кошмар оказал значительное влияние на его творчество.

В конце 1940-х — начале 1950-х Николай Алексеевич пошел по пути классической простоты и ясности стиха, той простоты, за которой у авторов талантливых скрываются бездны смысла. Например, в стихотворении «Светляки», написанном в

1949 году, за несложным лирическим сюжетом после первого прочтения можно и не заметить философской глубины. Поначалу кажется, что произведение посвящено воспеванию красот южной природы, недаром в нем поэт упоминает Сочи, море, олеандры, да и название намекает на пейзажную лирику.

На самом деле в тексте большее внимание уделяется попытке понять сущность литературного творчества. В первой же строфе Заболоцкий сравнивает слова со светляками, объединяя их посредством общего свойства — света. Пока поэт не загорается творческим процессом, слова остаются темными и ничтожными.

От них в данном случае нет практически

никакого толку. Неприметным остается их одушевленный прах. Образ одушевленного праха заимствуется Заболоцким из библейских текстов. Николай Алексеевич явно отсылает читателей к истории о происхождении Адама.

Именно первый сотворенный Богом человек — одушевленный прах.

Вторая строфа — описание великолепия весенней южной ночи, причем указывается даже конкретное место — город Сочи. Поэт создает картину, напоминающую о том, что рай на земле все-таки может существовать. Далее границы демонстрируемой реальности существенно расширяются. Образ южной ночи перерастает в образ мироздания, о чем рассказывается в третьем четверостишии.

Его первая строка — парафраз следующей строки 151 псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа». В финальной части стихотворения Заболоцкий вновь возвращается к уподоблению слов насекомым. В заключении он говорит, что тварь эта была ему послушна.

Если говорить упрощенно, то «Светляки» — по сути, сравнение творческого процесса, который доступен только истинному художнику, с процессом сотворения мироздания, осуществленным Господом. Мысль подчеркивается и при помощи сравнений, и посредством многочисленных библейских аллюзий.


Анализ стихотворения Заболоцкого «Светляки»