Развитие художественной прозы в последние десятилетия XIX века
Русская проза в последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе прежде всего отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с противоречиями и идейными спорами.
Лучшие деятели русской культуры 70-х гг., как и прежде, искали опору в народе. Но в период убыстренного пореформенного развития усиливается внимание к личности человека, обостряется чувство личной ответственности за все, что совершается в мире, за тяжесть народной жизни,
В 80-е гг. именно Л. Толстой оказывается в центре литературной жизни. (Напомним: Достоевский умер в 1881 г., Тургенев – в 1883 г.) Как раз в этот период во взглядах и в творчестве великого писателя происходят решительные изменения. Окончательный и бесповоротный переход на позиции угнетенного крестьянства предопределил его решительную критику всех официальных, бюрократических структур в государстве. Л. Толстой
Злу нельзя противиться насилием, говорил писатель, потому что от этого количество зла в мире только увеличится.
Л. Толстой переносил решение многих жизненных проблем в нравственно-этическую сферу, ставил важнейшие проблемы ответственности человека за себя и за других.
Это помогло ему с громадной художественной силой проникнуть в психологические глубины личности. Поэтому призыв к самоусовершенствованию вовсе не является реакционной теорией, как считали многие до недавних пор. Начать с себя – вот главный завет Л. Толстого любому из нас, если мы озабочены судьбами народа и страны.
В 80-е гг. появляется новое поколение писателей: В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. П. Чехов.
Писатели в конце XIX в. все сильнее и последовательнее обращаются к философским аспектам бытия (а не просто быта), к художественному исследованию духовной сущности человека. Поэтому в литературе заметно усиливаются романтические тенденции. Это проявляется у самых различных писателей, в самых различных жанрах, в прозе и в поэзии.
Речь идет не только о “молодых”. Можно вспомнить последние произведения Тургенева, его так называемые “таинственные повести”: “Песнь торжествующей любви”, “Клара Милич”, а также “Стихотворения в прозе”.
Что это – простое возвращение к прошлому? Вы ведь знаете, что традиционно временем расцвета романтизма считается первая треть XIX в. Затем наступает эпоха реализма. Развитие по спирали?
Или усиление романтических тенденций означает завершение эпохи классического реализма? Или это лишь одна из форм его существования? Вопросы подобного рода до сих пор не нашли еще общепринятого решения в литературоведческой науке.
- Русская проза в последние десятилетия XIX века Русская проза В последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе в первую очередь отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с общественными противоречиями и идейными спорами. В литературоведении пересмотрены распространенные еще не так давно суждения о кризисе реализма в конце XIX […]...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической […]...
- В поисках “живого” лица Пушкина (Первые десятилетия XX века) В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале 80-х годов, когда заметно менялись отношения к личности и творчеству Пушкина. Были иные периоды, когда новые оценки, прочтения его творчества только вызревали. Такими были первые годы нового века. Отмеченный в самый канун XX столетия пушкинский […]...
- Характеристика художественной прозы А. П. Чехова разработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […]...
- Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для […]...
- Романтизм – важнейшее направление в западноевропейской литературе в первые десятилетия XIX века Слово “романтизм” французское, корень его – “роман”, восходящий, в свою очередь, к вульгарной латыни. Его первичный смысл – “римский”, относящийся к истории и культуре Древнего Рима. Роман (бессмертное произведение)тизм возник из вечной тяги человека к чуду, к необычному. Но почему он появился именно в конце XVII – начале XIX века? Очевидно, на этом этапе французской […]...
- Язык художественной прозы А. П. Платонова Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны. Это “неправильный” язык. Причем косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена “неправильно”. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: “захохотал всем своим редким молчаливым голосом”, “она открыла опавшие […]...
- Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает […]...
- А. П. Чехов – мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта) Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он […]...
- Характеристика художественной прозы А. П. Чехова сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература разработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […]...
- Сочинение на тему: “Основные темы эмигрантской прозы 20 века” Зарубежная русская литература началась с 1920 года как результат трагического разлома русской литературы революцией и гражданской войной. В Европе появилось несколько центров культурной жизни эмигрантов: Париж, Берлин, Прага и др. Первую волну эмиграции разделяют на старшее и младшее поколения. Старшие попали за границу уже известными, а младшие раскрыли свой талант только в эмиграции. К старшему […]...
- Развитие общественной мысли в литературе XIX века Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным течениям. Шестидесятые годы прошлого […]...
- Новые направления художественной литературы XIX века (романтизм, реализм) Обличая пороки и предрассудки феодального строя, лучшие умы “века Просвещения” призывали к установлению иного порядка, при котором жизнь человека и общества управлялась бы законами разума, а государство заботилось бы о всеобщем благе. Поэтому, когда в конце этого же века произошла Великая французская революция, многие современники восприняли ее как начало осуществления провозглашенных просветителями идеалов Свободы, Равенства […]...
- Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги […]...
- Краткий обзор прозы Пушкина первой четверти ХІХ века “Повести Белкина”. Первое законченное прозаическое произведение было написано Пушкиным в 1830 г. во время знаменитой Болдинской осени. Простота и непринужденность повествовательной манеры подчеркивались тем, что отдельное издание этих повестей было приписано Пушкиным вымышленному И. П. Белкину, который якобы только собрал рассказы “от разных особ”, а сам ничего не выдумывал от “недостатка воображения”. В примечании Пушкин […]...
- Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В. П. Астафьев. “Царь-рыба”.) Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемое™ мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца, буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного […]...
- Основные пути развития художественной культуры XVII века XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном […]...
- Влияние сказки на развитие литературы ХХ – ХХI века Сочинение обзор, рекомендовано для старших и средних классов. Немало передовых изданий выпускалось в последнии годы. Но в последние десятилетия, особенно с тех пор, как была создана специальная редакция иностранной литературы, круг авторов и произведений, переведенных со многих языков, расширяется год от года. В рекомендательных каталогах и списках представлены ценнейшие книги, прививающие детям идеи уважение к […]...
- Развитие торговли в средние века (средневековье) 1. Развитие торговли в средние века. Расширение торговых связей. Ремесленники производили все больше товаров – вещей для продажи. Они нуждались в сырье для изготовления новых изделий, в хлебе и других продуктах питания. По мере того как улучшалось хозяйство крестьян, у них появлялось все больше излишков. Крестьяне везли продукты в город и на вырученные деньги покупали […]...
- Развитие языка поэзии 20-х годов ХХ века Двумя главными тенденциями определялось развитие языка поэзии 20-х годов. С одной стороны, это обогащение языка на традиционной основе, с другой – коренная ломка его, предоставление больших прав жаргону и даже “зауми”. Поэты искали способов и форм общения с народными массами, и тут “грубоватая речь улицы” оказывалась нужным подспорьем. В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин, Э. […]...
- Последние годы жизни Толстого В голодные 1891, 1893 и 1898 годы писатель открывал бесплатные столовые, помогал голодающим, писал статьи о голоде, охватившие центральные губернии России, где упрекал власти в бездействии, равнодушии к судьбе голодающих. После выхода в печати романа “Воскресение” и ряд публицистических статей, критиковавших государство и церковь, Толстой был отлучен от церкви в 1901 году. В этом же […]...
- Общая характеристика “деревенской прозы”. Герой деревенской прозы Чуть раньше, чем поэзия “шестидесятников”, в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики – взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки […]...
- Художественное своеобразие прозы А. С. Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихотворным находился и прозаический литературный язык. Поэтому пе ред Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Процесс становления и утверждения в […]...
- Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим – глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- “Натуральное” течение “другой” прозы “Натуральное” течение “другой” прозы генетически восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом к “дну” общества. Писатели-“натуралисты” не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается достоинство человека, где хрупка грань между жизнью и смертью, где убийство воспринимается как норма, а смерть – как избавление от издевательств. Показывая грязь […]...
- Мастерство художественной детали в романе Толстого “Война и мир” Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи “Война и мир” вбирает в себя самые разнообразные художественные приемы и средства, одним из которых является деталь. Мастер психологического анализа, Толстой раскрывает перед читателем “диалектику души” своих героев, фиксируя наше внимание на важнейших моментах с помощью характерных деталей. Психологический портрет у Толстого динамичен, поскольку должен выявить связи внутреннего мира человека и […]...
- В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского? Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком… Ф. М. Достоевский Все творчество Достоевского – это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского – это человек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении […]...
- Стилистические особенности прозы А. П. Чехова Многие литераторы 80-90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: “Среда заела!” Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Последние годы жизни Горького М. Ю В мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С. П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей А. М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент “Московского дневника” Ромена Роллана, друга писателя, искренне за […]...
- Развитие литературы: Литература Германии Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне положила конец господству фашизма в Германии. В 1949 г. на территории страны были созданы два государства, с разным политическим строем: социалистическое – Германская Демократическая Республика (ГДР/ – и буржуазное – Федеративная Республика Германии (ФРГ). Развитие литературы в этих странах пошло разными путями. В то время как в […]...
- Сочинение на тему: “Натуральное” течение “другой” прозы “Натуральное” течение “другой” прозы генетически восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом к “дну” общества. Писатели-“натуралисты” не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается достоинство человека, где хрупка грань между жизнью и смертью, где убийство воспринимается как норма, а смерть – как избавление от издевательств. Показывая грязь […]...
- Творчество Л. Н. Толстого начала XX века (“Хаджи-Мурат”, “Живой труп”) В последний период жизни основная энергия Толстого была направлена на деятельность публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени. В произведениях, над которыми Толстой работал в начале […]...
- “Последние песни” – завещание Н. А. Некрасова потомкам Если в душе твоей ясны Типы добра и любви, В мире все темы прекрасны… Н. А. Некрасов Поэзия Некрасова – это гражданский подвиг во имя отчизны. Он жил идеями народного счастья, приближая желаемое время. Но, будучи реалистом, понимал свои ограниченные возможности в нелегкой и неравной борьбе. Своим творчеством Н. А. Некрасов снискал славу народного поэта, […]...
- Панорама французской прозы середины XIX в Формирование реализма во французской литературе началось еще на рубеже XXII-XIX вв. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX в. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак участвовали в романтическом движении и вместе с романтиками боролись за “новое искусство” против классицизма, “старого искусства” феодально-абсолютистского общества. […]...
- Сочинение на тему: “Золотое десятилетие эмигрантской прозы(1925-1935). Творчество И. А. Бунина” Золотое десятилетие эмигрантской прозы связано с именами писателей первой волны эмиграции. И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн, Д. Мережковский, Ал. Толстой, Е. Замятин, М. Алданов, В. Набоков покинули страну во время революции и гражданской войны. Уехав по разным причинам, они видели своей миссией сохранение духовных ценностей русского народа. В эмиграции многие из них […]...
- Представление о художественной многогранности “Мертвых душ” Ирония и сатира не выступают у Гоголя обособленно. Сквозь едкий (“видимый”) смех в поэме можно почувствовать и “невидимые миру” слезы. И в этом одна из особенностей стиля поэмы “Мертвые души”. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому убийственный смех его сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни, разрушении II человеке человеческого. Это сообщало сатире Гоголя […]...
- Сочинение на тему: “Художественный мир русской прозы” “Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения”, – эти слова принадлежат великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому. Всем известно, что рубеж девятнадцатого и двадцатого веков считается временем назревания глубоких, […]...
- “Марьина роща” вершина романтической прозы Жуковского С отходом от издания “Вестника Европы” Жуковский-прозаик надолго замолчал. И житейская и творческая потребность в прозаических переводах была для него позади. Оригинальную прозу надолго оттеснили стихи. В первой половине 1820-х годов он вновь выступает с художественной прозой. “Отрывки из путешествий в 1821 и 1824 годах – образец прозы описательной, – писал Вяземский в’ 1827 г. […]...