Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” (восприятие, истолкование, оценка)



Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н. А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры.

Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.
В стихотворении “Читая стихи” перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н. А. Заболоцкий обладает уникальной способностью

становиться на место другого: ребенка, старой актрисы, слепого. Он мастер перевоплощения, и везде искренен и убедителен “стих, почти не похожий на стих…”.
“Любопытно, забавно и тонко” начинает Н. А. Заболоцкий раскрывать тему творчества. Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает “бормотанье сверчка и ребенка”, может воплотить в слове “мечты человечьи” и:
Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык.
Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства.
Н. А. Заболоцкий четко разделяет истинную поэзию и “бессмыслицу скомканной речи”. Признавая за последней “изощренность известную”, автор задает риторические вопросы:
Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?
Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что “поэзия ставит преграды,..”, она предназначена:
Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна.
Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно “живая основа” творчества. Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией.

В последней строфе возвеличен “полный разума русский язык”.
Постигнуть же “разум языка” способен лишь человек, который “жизнью живет настоящей”.
Слово “настоящий” мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, “живая основа”. Поэзия – это тоже настоящее, если отражает “мечты человечьи”, а не является забавой.
Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы (“бормотанье сверчка и ребенка”), творческого процесса (“бессмыслица речи”, “разум языка”). Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: “ставит преграды нашим выдумкам”, распознает истинных ценителей и надевающих “колпак колдуна”.
Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, “нет” в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.
Н. А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.
Тема творчества не нова в литературе: и великий А. С. Пушкин, и противоречивый В. В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н. А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные. свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику “.современность, недаром стихотворение, написанное в 1948-году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой “Русский язык” И. С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века.

Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” (восприятие, истолкование, оценка)