О “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого
В середине 50-х гг. в “Современнике” был опубликован цикл “Севастопольских рассказов”, явившихся заметной вехой в эволюции творчества Толстого. Для читателей того времени, с напряженным вниманием ожидавших известий о Крымской войне, очерки Толстого представляли интерес прежде всего как живое свидетельство очевидца, как своеобразный репортаж с места события (на такое восприятие произведений наталкивали и заглавия: “Севастополь в декабре месяце”, “Севастополь в мае”, “Севастополь в августе 1855 года”). Но как и всякий
Севастопольским рассказам свойственна широта художественного обобщения.
Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры. Писатель приходит к мысли (ставшей генеральной для всего последующего творчества), что солдаты, простой народ есть та главная сила, которая порождает героический дух защитников города-героя.
- Правда войны в “Севастопольских рассказах” Толстого Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года […]...
- Оборона Севастополя в “Севастопольских рассказах” Толстого На протяжении всей жизни Толстой был очень чуток к движению истории. Военная служба на Кавказе и участие в обороне Севастополя отодвинули ряд замыслов и привели к созданию цикла военных рассказов, ниспровергнувших традиционность военных описаний и впервые в русской литературе отобразивших реальную картину войны. Вместе с тем исходная и кардинальная толстовская мысль о “человеческом единении” столкнулась […]...
- Правда жизни русской армии в “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны. Рассказать, где, кто и как воевал. В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, […]...
- История создания “Севастопольских рассказов” Толстого “Севастопольские рассказы” создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько месяцев после начала осады города англо-французскими войсками. В январе 1852 г. Толстой определился на военную службу, в артиллерию. В течение двух лет он служил на Кавказе, и эти годы – годы, связанные у него с […]...
- “СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ”; Л. Н. ТОЛСТОГО В 1853 году начинается русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстой просит о переводе в действующую армию Так Толстой побывал в осажденном Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны три рассказа: “Севастополь в декабре месяце”. “Севастополь в мае”, “Севастополь в августе 1855 года” (1855-1856). Особенность повествования. Лейтмотивные сюжетные […]...
- Истоки пацифизма Л. Н. Толстого (по “Севастопольским рассказам”) Факт войны – убийство. Л. Толстой Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим […]...
- Общение Толстого Льва Николаевича с другими писателями Л. Н. Толстой вел переписку с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. А. Фетом, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским, А. И. Герценом, М. Н. Катковым, Н. Щедриным (наст. М. Е. Салтыков), В. А. Соллогубом, Н. С. Лесковым, Я. П. Полонским, И. А. Буниным, Л. Андреевым, М. Горьким, В. Г. Короленко. […]...
- Изучение души человеческой в творчестве Льва Толстого Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его тетрадь, датированная 1835 годом, которая называлась “Детские забавы”. Здесь были описаны разные виды птиц. Начальное образование Толстой получил дома, как это было заведено в дворянских […]...
- Служба Толстого в армии В 1851 году Толстой добивается назначения на воинскую Службу на Кавказ, где вместе со старшим братом Николаем, профессиональным военным, в качестве добровольца участвует в военных действиях против чеченцев. Свое психологическое состояние накануне отъезда писатель передал в повести “Казаки” (1852-1863). Князь Оленин, морально опустошенный, окончательно разочаровавшийся в жизни, очень напоминающий лермонтовского Печорина, едет в действующую армию. […]...
- Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого “После бала”, И. А. Бунина”Кавказ”, М. Горького”Челкаш” В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определенное настроение, передать душевное состояние героя, раскрыть замысел произведения. Например, в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” повествование четко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Этот случай круто изменил жизнь […]...
- Хронологическая таблица Толстого Интересуетесь биографией Л. Н. Толстого? Хотите быстро подготовиться к уроку русской литературы? Рекомендуем ознакомиться с краткой хронологической таблицей Толстого Льва Николаевича. Материал составлен по биографии великого прозаика и включает основные даты и этапы жизни писателя. 1828 год, 28 августа – Родился Л. Н. Толстой в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. […]...
- Дудышкин С. С (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) Лучшая статья в июньском номере “Современника” принадлежит г. Л. Н. Т. и называется “Севастополь в декабре месяце”. Геройские действия наших войск при обороне Севастополя всякому известны до мелочей и отныне принадлежат навсегда истории. Мы их знаем и из официальных донесений, и из множества частных описаний: поэтому г. Л. Н. […]...
- Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его таит необыкновенную силу, которую воспринимаешь почти физически. Кажется, он проникает в самую душу, видит все тайны ее. Теперь понимаешь, почему Толстому подвластны были все темы. […]...
- Дудышкин С. С. (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) Лучшая статья в июньском номере “Современника” принадлежит г. Л. Н. Т. и называется “Севастополь в декабре месяце”. Геройские действия наших войск при обороне Севастополя всякому известны до мелочей и отныне принадлежат навсегда истории. Мы их знаем и из официальных донесений, и из множества частных описаний: поэтому г. Л. Н. […]...
- Новаторство повестей Толстого Толстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той жизни, которой они живут, сказавшего правителям этой жизни о беззаконности и преступности их власти. Начало толстовского пути и в […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Толстой, Каким вы представляете себе Льва Толстого? Толстой, Каким вы представляете себе Льва Толстого? Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный […]...
- Публицистика А. Толстого Публицистика А. Толстого 20-40-х годов жанрово и тематически разнообразна. Писатель доводит до совершенства жанры очерка и литературно-критической статьи, обзора и памфлета, интервью и рецензии. В орбиту его постоянного внимания входят вопросы строительства новой культуры и международная тематика, литература и театр, проблемы художественного метода и совершенствования литературного мастерства. Особенно близка А. Толстому проблематика русской классической и […]...
- Лев Николаевич Толстой, биография 1 09.09.1828 Родился Л. Н. Толстой в Ясной Поляне, близ Тулы. 2 1829 Умерла мать. 3 1844-1847 Учился в Казанском университете, но так и не окончил 4 В мае 1851 и до 1854 Добровольцем едет на Кавказ, где принимает участие в военных действиях. Были написаны: “Детство”, “Отрочество”. После возвращения был в Дунайской армии, которая воевала […]...
- Тема маленького человека в творчестве Толстого В русской литературе существовала необычная трактовка маленького человека, особенно ярко проявившаяся в творчестве Л. Толстого. В творчестве писателя в маленьком, незаметном на первый взгляд человеке выявляются скрытые достоинства, но они вызывают не жалость и сострадание, а скорее мысль о скромном и неброском величии “маленького” человека. Иначе говоря, при ближайшем и более пристальном рассмотрении маленький человек […]...
- Правда, о войне в очерке Толстого “Севастополь в мае” Именно в то самое время, когда Толстой получил это письмо Некрасова, он работал над своим вторым очерком о Севастополе. 4 июля 1855 г. он делает последние исправления в рукописи и спустя неделю, 11 июля, отправляет очерк, названный им “Севастополь в мае”, и редакцию “Современника”. В “Севастополе в мае” в своем стремлении показать правду Толстой пошел […]...
- Особенность творчества Л. Н. Толстого Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества – нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является “диалектика души”, которая […]...
- Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений […]...
- Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Русская литература 2-й половины XIX века Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Портретные характеристики персонажей в творчестве Толстого играют большую роль. С их помощью писатель и впервые знакомит нас с героем, и помогает нам понять его внутренний мир на протяжении всего повествования. Судя только лишь по портрету, любимые герои Толстого […]...
- О творчестве Л. Н. Толстого В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало его творческого пути, поразила читателей реалистической изобразительной силой и глубиной психологического анализа. В ней проявился характерный для всего толстовского творчества акцент на процессах внутреннего становления личности. Важной […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- Перед портретом Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского Властитель дум русской интеллигенции Лев Николаевич Толстой не мог не привлечь к себе внимания художников. Его портрет писали такие мастера, как Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, отец поэта Бориса Пастернака Л. О. Пастернак, создавший иллюстрации к “Воскресению”. Первым сделать портрет писателя посчастливилось И. Н. Крамскому, хотя поначалу Толстой наотрез отказался позировать, […]...
- Творчество Толстого в начале 70-х годов Променяв занятия литературой на школьные занятия, Толстой, однако, испытывал сильную теску по писательскому труду. Откровенно признавался он в том А. В. Дружинину весной 1860 года: “Сначала было тяжело разорвать связь с литературой, задавить в себе честолюбивую потребность высказываться, но теперь, напротив, все вокруг меня стало гораздо яснее, проще и ближе ко мне, чем было… Дело […]...
- Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: “Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль”. В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Благовест” У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое […]...
- Литературные работы Чернышевского о таланте Толстого и Островского В поисках “знатоков жизни” Чернышевский обратил внимание на еще одного современного писателя, старавшегося подчеркнуто держаться в отдалении от демократов 60-х годов,- на Л. Толстого. Можно со всей определенностью сказать, что высшим достижением деятельности Чернышевского-критика, примером его эстетической проницательности, личной непредвзятости, даже самоотвержения, была именно оценка творчества Толстого. Толстой служил примером тому, как много может добиться […]...
- “Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого” Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания. Когда Некрасов в “Современнике” напечатал первую […]...
- Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении должны усложняться и развиваться авторским вымыслом. Именно тогда они могут стать почвой для широких художественных обобщений – цели любого художественного произведения. Образы Кутузова и Наполеона, созданные в романе, в полной мере отражают толстовские принципы изображения […]...
- Чернышевский Н. Г. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого”. Такой отзыв вы услышите от каждого, кто только следит за литературою. Критика повторяла эту характеристику, внушенную общим голосом, и, повторяя ее, […]...
- Образы босяков в рассказах Горького Особое место в рассказах Горького. 90-х годов занимают образы посяков. Часто он рисует их с явным сочувствием: это дало повод многим буржуазным критикам называть Горького “певцом босячества” и утверждать, что среди босяков Горький нашел свой идеал анархиста-бунтаря, реальное воплощение идеи “сверхчеловека” Ницше. Однако такое мнение неверно. В статье “Беседы о ремесле” (3930-1931) Горький прямо говорит, […]...
- Национальный характер в рассказах Лескова Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется “душой народа”. А. М. Горький О таланте Н. С. Лескова заговорили гораздо позднее, чем он это заслуживал. Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью, то Лесков был признан классиком лишь во второй половине XX столетия. Хотя мастерство языка […]...
- Анализ повести Л. Н. Толстого “Детство” Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий – развязка, “последние грустные воспоминания”. Повесть “Детство”, напечатанная в журнале Н. А. Некрасова “Современник”, наряду с военными рассказами, сразу же принесла Толстому известность и признание его таланта. […]...
- Анализ картины Крамского “Портрет Л. Н. Толстого” Портрет великого писателя Толстого был написан Иваном Крамский – русским живописцем и рисовальщиком. Учился он в Академии в Санкт-Петербурге, с 1869 года стал ее академиком. Один из основателей товарищества передвижных художественных выставок. В 1873 году Крамской по заказу П. М. Третьякова пишет картину “Портрет Л. Н. Толстого”. На полотне изображен Толстой в возрасте 45 лет, […]...
- Истинное и ложное в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Один из главных пороков современной цивилизации состоит, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное […]...