Истинное и ложное в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
I. Вступление
Один из главных пороков современной цивилизации состоит, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и “игры на публику”.
Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда
П. Главная часть
1. Ложное величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, – писал Толстой. Ложное величие олицетворяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей.
Поведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе Наполеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руководит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот,
Но именно Кутузов как выразитель души всего русского народа служит примером истинного величия.
2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий героизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения.
Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.
3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значительная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические “афишки” и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказному патриотизму прежде всего русского народа: солдат и ополченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона “выжженную землю”, и т.п.
Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.
4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людьми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой.
Любовь только тогда оправдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов – княжна Марья и Пьер Безухов – Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство.
Так, любовь Пьера к Элен – это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай – любовь князя Андрея к Наташе. Казалось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но дело в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом – оскорбление, нанесенное его чести.
С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.
III. Заключение
“Простота, добро и правда” – главные критерии отличия истинного от ложного в “Войне и мире”.