Образы босяков в рассказах Горького

Особое место в рассказах Горького. 90-х годов занимают образы посяков. Часто он рисует их с явным сочувствием: это дало повод многим буржуазным критикам называть Горького “певцом босячества” и утверждать, что среди босяков Горький нашел свой идеал анархиста-бунтаря, реальное воплощение идеи “сверхчеловека” Ницше.

Однако такое мнение неверно. В статье “Беседы о ремесле” (3930-1931) Горький прямо говорит, что никаких надежд на босяков он не возлагал. Что же касается ницшеанского анархизма, то он действительно наблюдал у многих

босяков “анархизм побежденных”, но никогда не считал его положительным явлением.

Свое отрицательное отношение к идее “сверхчеловека” Горький ярче всего выразил в легенде о Ларре; в рассказах о босяках он наглядно показал все бессилие их анархизма.

Почему же все-таки Горький часто симпатизирует босякам? Потому что свободолюбие, презрение к собственности и жизненным удобствам, товарищеская солидарность отличали их от людей, живущих в мещанском мире вечной борьбы за копейку. Одна из наиболее ярких фигур босяков – Гришка Челкаш. Высоко ценя свою свободу и независимость, он совершенно одинок

и, вышибленный из жизни общества, болезненно переживает это.

Его глубоко ранят слова Гаврилы о том, что он “ненужный на земле”; справедливость этих слов Челкаш чувствует, несмотря на свое презрение к глупому крестьянскому парню. Если Челкаш променял убогость деревенской жизни на кипучую сутолоку портового города, то Коновалов, наоборот, бежал от “тухлой” городской жизни на просторы полей и стал бродягой. Но никуда не смог он убежать от самого себя, от мучивших его жизненных вопросов и в отчаянии повесился/Дальнейшим развитием образа босяка является Аристид Кувалда (“Бывшие люди”).

Он обладает недюжинным умом, сильной волей, бесстрашием, непримиримой ненавистью к “хозяевам жизни”, бескорыстной щедростью к таким же беднякам и – пропойцам, как и он сам. Кувалда пользуется большим авторитетом среди босяков и верховодит ими, но в борьбе с купцом Петунниковым, за спиной которого стоит полиция, он терпит поражение и попадает в тюрьму.

Среди тысяч босяков, встреченных Горьким во время скитаний, были разные люди, многие из них не вызывали никакого сочувствия, но даже лучшие из босяков были не героями,, а жертвами бесчеловечного капиталистичес кого строя. Пение Коновалова в кабаке вызывает щемящее чувство боли за беспросветную жизнь босяков “Казалось, что это пируют заживо погребенные в склепе

И один из них поет в последний раз перед смертью, прощаясь с небом. Безнадежная грусть, спокойное отчаянно, безысходная тоска звучали в песне моего товарища”.

Горький объединяет вокруг демократического издательства “Знание” виднейших писателей начала XX века. В 1900 году в Крыму писатель знакомится с артистами Художественного – театра, приехавшими показать больному Чехову постановку “Чайки” и “Дяди Вани”. Горького поразила игра артистов, их тонкое художественное чутье. Позже он писал Чехову: “Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве Не любить его – невозможно, не работать для него – преступление…” Сближение с Художественным театром способствовало началу драматургического творчества Горького.

Подъем революционного движения побудил писателя обратиться к театру как к форме самого эффективного воздействия на публику. В период с 1901 по 1905 год Горький создает цикл пьес: “Мещаке”, “На дне”, “Дачники”, “Дети солнца” и “Варвары”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы босяков в рассказах Горького