Направления и жанры в литературе средневековья
Хронологически границы эпохи средневековья определены таким образом: от V (476 год – падение Рима, Западной империи) до XV столетия (падение Византии; географические открытия, в частности Америки; изобретение книгопечатанья). В ХІ-ХІІ ст. сформировался героический эпос. Наиболее известным произведением этого жанра во Франции стала “Песня о Роланде”.
Ради своего сеньора главный герой готов терпеть большие страдания и даже отдать свою жизнь. Выдающейся памяткой немецкого героического эпоса является “Песня о Нибелунгах”, в которой
При дворах сеньоров появилась куртуазная поэзия, которая прославляла любовные чувства и культ служения “прекрасной даме”. Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров – провансальских поэтов, среди которых
Большой популярностью пользовались и куртуазные романы с таинственными приключениями, очарованными людьми, чудотворными явлениями и т. п. Если говорить о средневековой литературе, то на территории современной Англии сохранились памятники рунической письменности англосаксов (надписи на мечах и предметах домашнего быта, надпись на высеченном из камня кресте в селе Рутвелл в Шотландии).
Известно о существовании песен, которые исполнялись во время свадебных и похоронных обрядов, в процессе работы, во время военных походов. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. Их исполняли певцы, которые были в каждом племени.
Различались певцы-поэты (скопи), которые были творцами песен, исполняемых ими, и певцы-исполнители (глимены), которые исполняли песни, созданные другими. Так, наиболее значительное из сохраненных произведений средневековой поэзии – поэма “Beowulf” – дошла к нам в списках X ст., а возникновение этой памятки относится приблизительно к VIII ст. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г. “Beowulf” – один из образцов средневекового героического эпоса, который повествует о приключениях отважного геатского витязя Беовульфа, который освободил Данию от страшного морского чудовища Гренделя.
Вообще книга становится более связанной с реальной жизнью, приобретает распространение учебная литература, а также записи поэтических и прозаических произведений.
Создание книг перестает быть делом исключительно церковных лиц. Литература после XII ст. имела преимущественно разоблачительное направление относительно существующих порядков. Особое место занимала поэзия вагантов (от немецкого – “бродячие люди”), которые впервые появились в Германии и Франции.
Творчество вагантов было вольномыслящим, веселым и поэтому очень далеким от аскетических идеалов средневековья – оно воспевало беззаботное веселье, свободную жизнь, разоблачало отрицательные стороны католического духовенства. Очень популярной в средневековье была поэзия трубадуров – провансальских поэтов. Главная тема их поэзии – воспевание вассальского служения даме, пламенной любви.
Театр, который играл политическую роль в средневековой культуре, на границе XI – XII ст. демонстрирует переход от литургийной драмы к мистерии.
Мистерии были уже меньше связаны с богослужением. Сюжеты мистерий обычно брались из Старого Завета, или ими становились события, связанные с жизнью и воскресением Иисуса Христа. Городская драма тесно связана с народными играми, обрядами, с крестьянскими весенними и осенними праздниками.
Относительно развития светской литературы, то она не была отображением действительности, а подавала идеальные представления о человеке. Значительное место в средневековой литературе занимали рассказы о подвигах рыцарей.
В рыцарской литературе описывались необыкновенные приключения рыцарей, их подвиги. Обычной темой куртуазного романа было также испытание верности. Известнейшими рыцарскими романами были “Ивен, или Рыцарь Льва” Кретьена де Труа и “Роман о Тристане и Изольде”.