Данте Алигьери – поэт и мыслитель Переход от средневековья к возрождению



Цель: показать особенности периода Проторенессанса в Италии, познакомить учеников со сведениями о жизни и творчестве Данте Алигьери, выяснить место его творчества в литературном процессе эпохи и его взнос в развитие литературы эпохи Средневековья, ознакомить учеников с морально-философским содержанием поэмы, ее художественной структурой, особенностями композиции и основными образами, проанализировать первую песню “Ада”; развивать навыки исследовательской деятельности, выразительного чтения, образного мышления; воспитывать интерес и уважение к культурному наследию человечества, к вечным духовным ценностям человека.

Тип урока: урок-путешествие с элементами изучения нового материала.

Оборудование: портрет Данте, выставка книг писателя и книг о нем, репродукциях фресок Джотто, картин Леонардо да Винчи, С. Ботичелли, музыкальная запись сонаты Ф. Листа “После чтения Данте”, компьютер, карточки с задачами для групповой работы, таблица “Художественный мир “Божественной комедии”.

Ход урока.

І. “Ад”.

В центре художественного мира произведения

– Земля, в северном полушарии расположена глубокая воронка Ада, центр которой в середине Земли. В девяти кругах Ада страдают души грешников, здесь изображена картина человеческих недостатков и пороков:

1) первый круг – некрещеные грудные дети и добродетельные христиане;

2) второй круг – нарушители брачной верности: Франческа, Паоло;

3) третий круг – обжоры;

4) четвертый круг – скряги и моты;

5) пятый круг – гневные, скучные;

6) шестой круг – приют еретиков;

7) круг седьмой – насильники всех видов;

8) круг восьмой – обманщики, лицемеры, святокупцы, взяточники, воры, лукавые руководства, сводники и соблазнители, зачинщики раздора, фальшивомонетчики;

9) круг девятый – предатели: Иуда, Брут, Кассий.

Саамы страшный грех, по мнению Данте, – измена.

ІІ. “Чистилище”.

В Южном полушарии расположена гора Чистилище, окруженная со всех сторон океаном, вместе с Предчистилищем и Земным Раем здесь также девять кругов. В Предчистилище очищаются души умерших, не примиренных с церковью, пренебреженны и те, что умерли не своей смертью. Здесь находится и долина земных властелинов:

1) первый круг – напыщенные;

2) второй круг – завистливые;

3) третий круг – сердитые;

4) четвертый круг – ленивые;

5) пятый круг – скряги;

6) шестой круг – обжорливые;

7) круг седьмой – ячейка прелюбодеев.

В Земном Раю Данте сопровождает Матильда, но здесь уже появляется видение Беатриче, которая будет сопровождать героя в Рай – символ благородной любви.

ІІІ. “Рай”.

Вокруг Земли двигаются Солнце и планеты, они также образовывают девять кругов, на которых расположен небесный рай, где живут в вечном блаженстве души праведников:

1) первое небо – Луны;

2) второе – Меркурия;

3) третье – Венеры;

4) четвертое – Солнца;

5) пятое – Марса;

6) шестое небо – Юпитера;

7) седьмое небо – Сатурна;

8) восьмое – небо незыблемых звезд;

9) девятое – Кристаллическое, или ангельских иерархий.

Десятое небо образовывает Эмпирей – помещение божества, мир вечности. Последние песни поэмы описывают утопическую картину рая, где сияют звезды, мерцают разными цветами отблески огненной реки, расцветают волшебные цветы. Данте изображает Небесную Розу – воплощение христианских идеалов, а в финале поэмы герою появляется видение Бога и ему, в конце концов, открывается идея Божественной любви, “что водит солнце и звездные потолки”.

Ученики защищают схемы, зачитывают крылатые выражения.

IV. Применение знаний, умений, навыков.

Остановка 4. Класс родной школы.

Литературный диктант.

1) В каком городе родился Данте? (Флоренция).

2) Как звали девочку, в которую влюбился поэт? (Беатриче).

3) Сколько раз он видел ее? (Трижды).

4) Какую книгу написал Данте сразу после смерти любимой? (“Новая жизнь”).

5) Какую политическую партию поддерживал Алигьери? (Гвельфы).

6) В каком университете он получил образование? (Болонском).

7) Какой город стал последним приютом художника? (Равенна).

8) Какое название дал сам автор произведению о путешествии в потусторонний мир? (“Комедия”).

9) В каком году оно было опубликовано под новым названием? (1555).

10) Из скольких песен состоит это произведение? (100).

11) Кто из поэтов переводил поэму на украинский язык?

12) Что означает имя “Данте”? (“Тот, кто дарит”).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

Устное опрашивание:

– В каком городе мы сегодня побывали?

– Почему Данте вынужден был жить в изгнании?

– Что лежит в основе сюжета “Божественной комедии”?

– Как вы понимаете слова Лины Костенко, вынесенные как эпиграф урока?

VI. Домашняя задача.

1 группа: устное рисование “Каким я представляю Поэта”.

2 группа: устное рисование “Каким я представляю Вергилия”.

3 группа: устное рисование “Какой я представляю Беатриче”.

Обосновать ответы.

1. Прочитать І и V песни поэмы, выписать героев, составить план.

2. Определить авторскую оценку образов Франчески и Паоло.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Данте Алигьери – поэт и мыслитель Переход от средневековья к возрождению