Направления в русской литературе
В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности.
Черты классицизма:
Классицизм (от лат. «образец») — художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Писатели-классицисты целью литературы считали — воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством — основной задачей гражданина. Существующие «иерархия жанров», трагедия, ода, эпопея относились к высоким жанрам, и должны были разрабатывать особо значимые общественные вопросы. Высоким жанрам противопоставлялись низкие: комедия, сатира, басня.
Черты сентиментализма:
В то время, как героям классицизма выступали полководцы, вожди, вельможи писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека(не знатного и не богатого). Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами, как высокое достоинство человеческой личности. Воспринимая человеческую жизнь, как скоротечную, писатели славили вечные ценности — любовь, дружбу и природу.
Черты романтизма:
Романтизм (от франц. — «нечто странное, не реальное»). В романтизме следует различать два основных направления — консервативное и прогрессивное.
Консервативные писатели брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения.
Прогрессивные романтики — подвергли резкой критике современную им действительность. Герой романтических поэм имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей.
Черты реализма:
Главная черта реализма — умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах».
Типичные характеры те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие особенности, характерные в определенный исторический период.
- Литературные направления и течения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Литературные направления и течения 1. Литературное направление — часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: А) Классицизм, Б) Сентиментализм, В) Натурализм, […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление — это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Формирование нового поэтического стиля в русской литературе Классицизм и романтизм в своем завершенном виде воспринимаются как две полярные друг другу системы. Такому их противопоставлению исторически способствовала та резкая критика классицизма романтиками (особенно французскими), когда все новое, жизнеспособное в искусстве связывалось с термином «романтизм», а на долю классицизма оставалось все косное и устаревшее, мешавшее развитию творческого процесса. В наше время антагонизм между этими […]...
- «Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — АЛ. Платонов. «Чевенгур».) Слова Л. Толстого о том, что «без идеала нет жизни», относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи. А. Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: «…точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего […]...
- Характеристика классицизма как литературного направления, черты русского классицизма Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. […]...
- Определение классицизма Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры — […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) — совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького). Выделяются четыре основных литературных […]...
- Александр Сумароков и его школа в русской литературе А. П. Сумароков вошел в историю русской литературы и как писатель, и как один из основных теоретиков русского классицизма. Он в свое время создал произведения, в которых наиболее полно и понятно были изложены принципы только-только зарождавшегося литературного направления — «О русском языке» и «О стихотворстве». Помимо конкретно литературной деятельности, Сумароков занимался еще и общественной, что, […]...
- Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять […]...
- «Серебряный век» русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют «серебряным веком». Специфика «серебряного века» заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- Поиск романтического идеала в русской литературе XX века XX век — век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий. А зачем? Разве людям нужны войны? Разве мы хотим крови? Мне кажется, что пора остановиться. Хватит уже того, что постоянно по телевидению […]...
- Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы. В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С […]...
- Направления и жанры в литературе средневековья Хронологически границы эпохи средневековья определены таким образом: от V (476 год — падение Рима, Западной империи) до XV столетия (падение Византии; географические открытия, в частности Америки; изобретение книгопечатанья). В ХІ-ХІІ ст. сформировался героический эпос. Наиболее известным произведением этого жанра во Франции стала «Песня о Роланде». Ради своего сеньора главный герой готов терпеть большие страдания и […]...
- Эволюция элегического романтизма в русской литературе Выход одного за другим (в 1815 и 1818 гг.) двух изданий сборника стихотворений В. А. Жуковского стал значительным литературным событием. Вместе с выходом в 1817 г. «Опытов в стихах и прозе» К — Н. Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Романтизм Жуковского и Батюшкова сыграл […]...
- Особенности реализма в русской литературе рубежа XIX-XX веков В 1880-е годы в Реалистической литературе отмечается истощенность: нас покидают Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Некрасов, сложнейший период переживает и сам Л. Толстой. Только начинается зрелое творчество А. Чехова, только входят в литературу М. Горький и И. Бунин. Но значительных произведений в эту эпоху не появилось. Это понимали и сами писатели. А. Чехов как-то сказал […]...
- Термин «Натуральная школа» в русской литературе Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету «Северная пчела» от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. […]...
- Стерн как создатель нового направления в литературе Две книги Стерна «Жизнь и мнения Тристана Шенди» и «Сентиментальное путешествие» поразили современников своей необычностью. Они показались странными, ни на что не похожими. Однако сама необычность привлекла внимание первых читателей. Священник Йорик, которого мы встречаем на первых страницах романа «Жизнь и мнения…», — своеобразный автопортрет писателя. Заброшенный в глухую деревушку, разъезжающий по округе на тощей […]...
- Утверждение реализма в русской литературе Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее. Но за это будущее основоположникам нового направления нужно было бороться. Нужно было одержать победу над господствующим литературным направлением — романтизмом. Начинается борьба за утверждение реализма в русской литературе. Исторические условия, сложившиеся после разгрома движения декабристов, […]...
- «Серебряный век» русской поэзии — Имена, даты, направления Николай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». И она оказалась права: поиски, […]...
- Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н. Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как «Доходное место», » Гроза » и » Бесприданница « Здесь прекрасен сам предмет изображения — ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы […]...
- Герой в литературе классицизма Литература классицизма оправдывала свой статус «образцового» искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и «образцового героя классицизма», который был примером для подражания жителям государства. Поскольку в произведениях классицистов (прежде всего трагедия) обычно действовали античные персонажи или выдающиеся исторические личности (изображать простых людей в высших жанрах запрещалось), то такие образцы адресовали, […]...
- Проза в русской литературе второй половины XIX века В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье «О русской повести и повестях г. […]...
- Обзор русской литературы 18-го века Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное творчество, растущим интересом к человеческой личности, обличительной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в […]...
- Раскройте романтические и реалистические тенденции в литературе первой трети XIX ст ХІХ столетие, еще на самому его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал «железным», а тем, кому довелось тогда жить, предрекал «промышленные хлопоты». В историю человечества ХІХ столетие вошло как время бушующих изменений и в духовной, и в материальной культуре. Но «промышленные хлопоты», технические перевороты в областях производства не уменьшили потребность человека в духовной культуре. […]...
- Романтизм в русской литературе Романтизм Возник в XVIII — XIX ст., сначала в Германии, потом во Франции и литературах других стран, но в каждой из них имел свои особенности, обусловленные своеобразностью национального существования разных народов. Романтизм существенно отличается от всех других стилей. Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры. […]...
- Романтизм и реализм в литературе 19 века < p>Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. < p>Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
- Представители классицизма, определение В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художественных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждого литературного направления лежит определенный художественный метод — наиболее общие принципы отбора, оценки […]...
- Каково место Жуковскому в русской литературе? В допушкинский период развития русской литературы Жуковскому принадлежит первое место; он выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной авторитетностью, Жуковский покорил читающую публику «пленительной сладостью» стихов, меланхолическим романтизмом, возвышенным нравственным пафосом. Неотразимое обаяние его творчества испытывали не только его единомышленники, но и литературные противники. В чем тайна художественности стихов Жуковского? Что составляет сущность […]...
- Что такое КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В России классицизм носил главным образом просветительский характер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно […]...
- Реализм как направление в мировой литературе. Общая характеристика литературы XIX в В XIX в. в Европе и США была создана удивительно разнообразная литература, значительно обогатившая духовную и художественную культуру человечества. Основными ее направлениями или, точнее, системами художественного творчества были романтизм и реализм. Литературу романтизма вы изучали в 9-м классе, а значит есть возможность подробно ознакомиться с литературой реализма. Прежде всего следует определить расположение реализма и романтизма […]...
- Гаврила Державин и его школа в русской литературе Г. Р. Державин — поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики, но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с […]...
- Духовные проблемы в русской литературе В русской культуре категории материального и духовного составляют, скорее, оппозицию, нежели оказываются соположенными в одном ряду. Для русской ментальности характерно противопоставление приверженности материальному в любом его проявлении — стремлению к идеальному, отрицанию накопительства. Именно к универсалиям русской культуры можно отнести и образы юродивых, странников, праведников. Заметим, что именно в этом — соотношении материального и духовного […]...
- XVII век — век подготовки радикальных перемен в русской литературе Начинается перестройка структуры литературы как целого. Чрезвычайно расширяется количество жанров за счет введения в литературу форм деловой письменности, которым придаются чисто литературные функции, за счет фольклора, за счет опыта переводной литературы. Усиливается сюжетность, развлекательность, изобразительность, тематический охват. И все это совершается в основном в результате огромного роста социального опыта литературы, обогащения социальной тематики, разрастания социального […]...
- Основные направления французской литературы XVIII века В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом. Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок […]...
- В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе 1. Завораживающий голос сердца. 2. Победа чистого сердца над роком. 3. Страшный и тайный мир. 4. Особенности двоемирия. Мечта и действительность сливаются в любви. В. В. Набоков. Творчество В. А. Жуковского приходится на период романтизма, одного из самых загадочных направлений в русской литературе. Каждый из писателей и поэтов вносит в него свои особенные оттенки и […]...
- Деловая и деятельная женщина в русской литературе (О женской эмансипации в России) Русская литература знает немало прекрасных женских образов, ставших достоянием не только русской, но и мировой классики. Вспомните пушкинский «Татьяны милый идеал». Татьяна отвергла Онегина, потому что он так и не понял именно этого ее высокого идеала любви. Он не понял, что Татьяна ценит индивидуальную личную любовь — принятие в свою душу всей личности любимого во […]...
- Тематические направления сочинения на 2014-2015 учебный год 1.«Недаром помнит вся Россия.» 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М. Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п. 2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о […]...
- Что дало русской литературе творчество Александра Радищева? Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья. Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: «Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его трогают. Не доводи его токмо до крайности», «Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие». […]...
- Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- «Разгадать грядущее стремясь…»: о русской литературе на современном этапе Это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Ричард Бах Перемены, произошедшие в конце ХХ — начале ХХI века, нашли свое закономерное отображение и в различных видах искусства. В русской литературе этого периода изменились не только ее динамика и формы существования, но и значение ее для человека и общества. Литературные произведения переставали быть учебником […]...
- Создание эстетической программы реализма в русской литературе Выступления В. Г. Белинского по поводу «Мертвых душ» Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества «натуральной школы», для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической […]...
- Отечественная война 1812 года в русской литературе Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников […]...
- Дети и детство в русской литературе ХIХ века Сквозные темы Дети и детство в русской литературе ХIХ века Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели […]...
- Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят?.. «Живаго». На противопоставлении живого и мертвого строится все произведение Пастернака. Основным вопросом, вокруг которого вращается «внешняя и внутренняя» жизнь главных героев, является отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, […]...
- «Другая» проза: предвестие нового искусства в русской литературе В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье «»Другая» проза: предвестие нового искусства» задалась вопросом: «Кого же относят к «другой» прозе»? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и Т. Толстую, Венедикта Ерофеева, В. Нарбикову и Е. Попова, Вяч. Пьецуха и О. Ермакова, С. Каледина и М. Харитонова, Вл. Сорокина и Л. Габышева и […]...
- Образ Обломова как тип «лишнего человека» в русской литературе XIX века В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А. С. Пушнина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип — образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 вариант) Перемены приходят в нашу жизнь не сразу… Человечество по природе своей очень консервативно, а радикалы, люди «первого ряда», чаще всего становятся Изгоями, И только спустя какое-то время, когда потребности общества дорастают до замыслов личности, люди встают на новую ступень развития, делают прогрессивный шаг вперед. Примером может служить распространение христианства и долгий путь этого учения перед […]...
- Проблема символа в русской литературе В семидесятые годы проблема символа все более интенсивно исследуется и философами, и историками литературы, и историками искусства. Принципиально изменился подход к проблеме, поднялся теоретический уровень научного рассмотрения специфической сложности и многозначности символа, его связей и отличий от метафоры, аллегории, эмблемы и мифа, изменений его функций в разных художественных системах и т. д. Это отразилось и […]...