Средневековая городская литература (жанры)



Средневековая городская литература (жанры)
В рамках городской литературы сложилась своя система жанров: фаблио (название стихотворных, по большей части анонимных, повествований обычно комического или сатирического характера, из которых позже возникнет жанр новеллы), сатирический животный эпос (см. статью: “Роман о Лисе”), аллегорический эпос, где наиболее значителен “Роман о Розе” – “Roman de la Rose”, XIII в., первую часть его написал куртуазный поэт-рыцарь Гильом де Лорис (Guillaume de Lorris), а вторую, пронизанную духом сатиры и дидактики, – горожанин Жан Клопинель, чаще называемый Жан де Мен (Jean de Meung), которого позже за вольнодумство нередко сравнивали с Вольтером. Фаблио. Название “фаблио” (fabliaux) восходит к латинскому fabula – басня, рассказ.

Жанр басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв.

По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют

собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе. В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно.

Излюбленный сюжет фаблио – адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец и его жена, клерк, священник. Иногда финал фаблио содержит нравоучение.

Главная задача, которую решали авторы фаблио, – заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио “Завещание осла” священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом. Драма.

К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра. Литургическая драма игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу исполнения литургии – церковного песнопения. Полулитургическая драма, или драма на паперти исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии.

Миракль – пьеса о чудесах, например, “Чудо о Теофиле” (“Miracle de Théophile”) французского горожанина Рютбефа (Rutebeuf, XIII в.) о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу). Мистерия – инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней Среди самых ранних мистерий – написанная в XII веке мистерия “Воскресение Спасителя” (“La Résurrection du Sauveur”), текст целиком на старофранцузском языке, фигурируют слова “вассалы”, “рыцари”, “сержанты”, что является очевидным анахронизмом. Моралите – пьеса религиозно-дидактического характера, в которой персонажами выступали аллегорические фигуры Вера, Надежда, Любовь и т. д. Пример моралите – “Нынешние братья” (“Les Frères de Maintenant”, дошло в рукописи XVI в.), где среди персонажей – Братская Любовь, Зависть, Угрызение Совести.

Из комических вставок в мистерии возникли фарсы. Примером жанра могут служить фарс “Господин Пьер Пателен” (“Maistre Pierre Pathelin”, XV в.) о ловком адвокате Пателене, который сам становится жертвой Пастуха, еще большего пройдохи. Пателен становится популярным персонажем французских фарсов (“Завещание Пателена” и др.).

На фарс похож и жанр соти (sotie, sottie), только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры. Светская драматургия, помимо фарса, представлена также жанром игры.

Яркий пример – пьеса французского горожанина Адама де ла Аля (Adam de la Halle, ок. 1238-1286) “Игра о Робене и Марион” (“Jeu de Robin et Marion”, 1283-1286), предполагавшая музыкальное исполнение и напоминавшая инсценировку пасторали. С возникновением драматургических жанров вся система жанров средневековой литературы обрела свою полноту и завершенность.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т.1; Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X-XIII вв.). М., 1989; Litterature francaise: en 2 v. /Sous la dir. de J. Bedier, P. Hasard. P., 1955.

V. 1. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Позднее Средневековье. – Теория истории литературы: Жанры. – Историко-культурный контекст: Культура.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Средневековая городская литература (жанры)