Моральная эволюция Степана Радченко в романе “Город”

Родился Валерьян Подмогильный в с. Цапли в Екатеринославской области в крестьянской семье. Учился в реальном училище, на математическом, а потом на правовом факультетах Катеринославского университета. Учительствовал. С 1921 г. живет в Киеве, работает библиографом в Книжной палате, со временем – редактором в “Книгосоюзе”.

В 1924 г. создает литературную группу “Звено”, что с 1926 г. получила название МАРС (Мастерская Революционного Слова). С 1929 г. живет в Харькове, работает редактором в журнале “Жизнь и революция”, консультантом

по зарубежной литературе при издательстве “Движение”. Был репрессирован в 1934г., расстрелян в 1937г. Прозаик, переводчик.

Автор интеллектуальной прозы, которая отмечается объединением художественности, философичности, психологии. В центре произведений – человек с его универсальными проблемами. В 1920 г. увидела мир книга прозы “Произведения.

Том 1″, в 1929 г. – роман “Город”. Оставил переводы произведений Франса, Бальзака, Дидро, Мопассана.

Вершиной творческого гения Валерьяна Подмогильного стал роман “Город”, в котором он размышляет над феноменом человеческого бытия, над теми

невероятными разногласиями, которые режут душу каждой мыслящей личности, над самой природой существования индивида в окружении себе подобных. Для того, чтобы доказать читателям приоритет высочайших целей и настоящих истин, автор проводит своего героя Степана Радченко через ряд испытаний: через разочарование в собственных силах, через смерть близкого человека Зоськи, через трагедию Максима. Постепенно цель Степана “завоевать” город, став в нем “свежей кровью села”, сменяется на понимание, что он, наконец, стал перекати-полем, которое отнесено от одного берега и не пристало надежно к другому.

Погружаясь в свою душу, герой начинает осознавать, что жизнь играет с ним, она лишена глубинного смысла, а это приводит к бессмысленному существованию его как Человека. Чтобы быть достойным этого имени, Степан одолевает одну ступеньку за второй на пути становления достойной личности. Но сначала он придет к выводу, что современный человек – одинокий прохожий, заброшенный в этот мир, и все, что у него есть, – это безграничная свобода, которую он должны направить на создание достойной жизни или же погибнуть, не притронувшись к общечеловеческим святыням, таким как: любовь, честь, творчество.

Именно на этом этапе моральной эволюции у Радченко, наконец, приоткрываются глаза на собственное бессмыслие существования. Наступает момент, когда его душа стремится предоставить смысл жизни, и герой находит способ реализовать себя в этом мире. Ставя этические нормы лозунгом своего усовершенствования и всей собственной жизни, он начинает создавать, становится писателем, чтобы написать повесть о жизни, которая является безграничной свободой, целенаправленной и осмысленной самим человеком.

Повесть, которая бы поведала о поиске человека в человеке.

В своем психологически-философском ключе роман “Город” поднимает проблему перспективы украинской наций, обобщив ее в эпиграфе с “Талмуду” к нему: “Шесть примет имеет человек: тремя похож он на животных, а тремя на ангела…” И только извечная борьба человека за чистоту своей души делает его подобным ангелу. Эту истину открывает нам В. Подмогильний своим всегда актуальным романом.

“Город” Валерьяна Подмогильного – роман о человеке, о городе, о жизни, о не угасании огня, преисполненном скептицизме победителе и оптимизме побежденного. В. Подмогильний старался понять, кто есть человек в городе, каково его место в жизни, для чего он живет, он стремился осмыслить его идеалы, ценностные ориентации. Автор хотел поставить человека перед самим собой, заставлял его заглянуть в себя. Поэтому и появляется в романе тип героя, предрасположенного к самосозерцанию, самораскрытию.

Человеческое существование в романе – это существование личностей, которым, прежде всего, присуще определенное отношение к бытию, рациональное или иррациональное восприятие мира. Традиционная, но не решенная многими эпохами проблема бытия, остро поставлена в произведении, заложена в самой специфике существования героев в мире.

Сущность человеческого бытия автор “Города” рассматривает как деятельность, в которой человек выражает свое “я” как принятый идеал его бытия. Крестьянский парень Степан Радченко отправляется в город, не имея о нем никакого представления; обязанность и ответственность – новые слова в лексиконе Степана. Это не правда, что все люди такие, как он, а он – как они. Он делает одно из наибольших открытий – он открывает человека.

Люди – разные, так как для каждого из них мир начинается и гаснет; Степан видит людей как единое существо.

В городе начинается наказание Степана за его прошлое, за то, что он такой, а не другой. Его наказание – это уединение, а награда – это его творчество. Мертвыми ему кажутся его старые рассказы.

Роман В. Подмогильного – это произведение о вине, которую нельзя было избежать, так как она – закон существования. Жизнь для В. Подмогильного – это движение, это соискание мира, открытие человека, открытие себя, и все это – волшебное и непостоянное, как огонь. Так как огонь – это образ Бога.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Моральная эволюция Степана Радченко в романе “Город”