Эволюция мировоззрения героя в повестях Карамзина
История русской сентиментальной прозы XVIII в. существенно отличается от истории прозаических жанров XIX в, В XIX в. сначала появляются повести, а на их основе складывается роман. Карамзин произвел подлинный переворот в области сентиментальной прозы. Уязвимым местом западноевропейского и русского сентиментального романа была диспропорция между их огромными размерами и чрезвычайно простым сюжетом, что приводило к растянутости и рыхлости повествования, к изобилию словесного материала, “Роман классический, старинный, Отменно длинный, длинный,
Роль повествователя перешла от героев к автору, что дало возможность ввести характеристики персонажей, описание места действия, усилить роль пейзажа.
Малый в сравнении с романом объем повести способствовал компактности и динамичности ее сюжета. В повестях Карамзина четко прослеживается эволюция его мировоззрения. Самая ранняя из них “Евгений и Юлия” была опубликована в “Детском
До последнего времени это произведение считалось подражанием повестям мадам Жанлис, хотя сам автор называет свою повесть “истинно русской”. Внезапная смерть юноши и безутешная скорбь о нем матери и невесты – этот сюжет в одинаковой степени мог привлечь и масонов и сентименталистов, нопод пером Карамзина сентиментальное начало преобладает над масонским.
Вторая половина повести резко контрастирует с первой. В жизнь героев врывается страшное горе: Евгений внезапно заболевает и умирает. В освещении этого события сталкиваются разные тенденции.
Одна, идущая от масонов, выражена в откровенно резонерской реплике: “…судьбы всемогущего суть для нас непостижимая тайна… Он творит – мы изумляемся и благоговеем…”. Масоны даже в смерти человека стремились увидеть подтверждение мудрости и справедливости божества. Смерть, утверждали они, посылается человеку как милость, избавляющая его или от страданий, или от возможных злодеяний.
Поэтому скорбь об умершем расценивалась как заблуждение, как недоверие высшему промыслу. Однако Карамзину-масону непонятна была эта Мрачная философия. Поэтому другая тенденция – тема страдания и сострадания – опоэтизирована и поднята им на подлинно трагическую высоту. Карамзиным прослежена вся история скорбных переживаний госпожи Л* и Юлии, начиная с тревожного предчувствия гибели любимого человека и кончая тихой, безотрадной грустью после его смерти.
Чувства героинь понятны каждому, и поэтому писатель сообщает о слезах, которые вызывает кончина Евгения у слуг и у деревенских жителей. В конце повести автор приводит надпись, которую некий “молодой человек” сделал на мраморной плите на могиле Евгения:
Сей райский цвет не мог в сем мире распуститься, Увял, иссох, опал – и в рай был принесен.
Related posts:
- “В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца” В. Г. Белинский (По повести H. М. Карамзина “Бедная Лиза”) 1. Личность автора, его эстетические взгляды. 2. Новаторства Карамзина. 3. Основной смысл повести “Бедная Лиза”. 4. Краткий анализ произведения. 5. Современники о писателе. Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к […]...
- Сравнительная характеристика образов Лизы и Натальи в повестях Карамзина Наталья оказывается персонажем, наделенным всеми “атрибутами” героинь сентиментальных повестей конца XVIII века, а не московитянкой допетровской Руси. И неудивительно, что Наталья является почти двойником “бедной Лизы”. В этом не трудно убедиться, сопоставив между собой обе повести. Сходству Лизы и Натальи не мешает даже большое различие в их социальном положении. Можно найти много общего в ситуациях, […]...
- Анализ произведения Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, план пересказа Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...
- Определите черты характера и мировоззрения романтического героя на примере поэмы Байрона “Мазепа” Байрон справил огромное влияние на английскую и мировую литературу своих пор и следующих времен. Он предоставил романтизму особой действенности, соединив внутреннюю жизнь личности с бытием эпохи. Художник создал новый Тип героя, который получил название “байронического” и пруд воплощением духу в свое время. С могущественной творческой личностью Байрона связанное возникновение нового стилевого течения в романтизме, за […]...
- Обзор творчества Н. М. Карамзина 1. Карамзин-историк. 2. Карамзин и русский сентиментализм. 3. Поэтическое наследие писателя. 4. Публицистика Карамзина. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Н. М. Карамзин. “История государства Российского” Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в […]...
- Творчество Карамзина (Карамзин Н. М.) В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть “Бедная Лиза” (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повести, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести […]...
- Особенности творчества Н. М. Карамзина В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина. Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и […]...
- Сочинение на тему: “Творчество Н. М. Карамзина” Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд “История государства Российского” и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь […]...
- О жизни и творчестве Н. М. Карамзина Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором “Московского журнала”, уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801). В 1792 году он […]...
- Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для […]...
- Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина “Бедная Лиза” < p>Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. < p>Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. […]...
- Внутренняя эволюция главного героя рассказа Г. Белля Г. Белль – немецкий писатель, который, пройдя фронтами Второй мировой войны, получил убеждение, что война – самое большое зло в мире. Поэтому все Его творчество пронизано антивоенным пафосом. Рассказ “Путник, когда ты придешь в Спа…” является шедевром малой прозы Г. Белля. Главный герой произведения, от лица которого ведется сказ, не имеет имени, так как таких, […]...
- Краткая характеристика произведения “Бедная Лиза” Карамзина М. Н Главной темой творчества Н. М. Карамзина является человек с его внутренними качествами, переживаниями его “души” и “сердца”. Тот же мотив лежит и в сентиментальной повести “Бедная Лиза”. В центре любовный конфликт: из-за сословного неравенства герои не могут быть вместе. Трагический конец повести – результат обстоятельств и легкомысленности характера главного героя, а не социального неравенства. Карамзин […]...
- История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. […]...
- Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом […]...
- Образ Алексея в повести Н. М. Карамзина “Наталья – боярская дочь” Алексей – главный герой повести. Автор представляет нам его в тот момент, когда Наталья увидела его в церкви. “Прекрасный молодой человек… как царь среди всех прочих людей”. Далее Карамзин называет его красавцем, говорит о том, что Наталья влюбилась в него с первого взгляда. Это помогает нам представить внешность героя. Далее автор характеризует Алексея через его […]...
- Размышления о “Бедной Лизе” Карамзина Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который возвышался над Москвой-рекой. Сюда Карамзин приходил читать любимые книги. Здесь у него возникла мысль написать “Бедную Лизу” […]...
- Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя “молодому мечтателю”, ценя его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”, поэт не склонен презрительно отталкиваться и от “толпы”. Она предстает здесь не только как безликая […]...
- Образ главной героини в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Все же не следует преувеличивать “общественный” и “исторический” элементы повести: ее основными структурообразующими факторами являются раскрытие чувств, установление психологической мотивации поступков главных героев, событийная сторона в их жизни. Центральное место в повести занимает образ героини (что определено уже самим заглавием произведения). Карамзин красочно описывает привлекательную внешность Натальи: “Много цветов в поле, в рощах и на […]...
- Эволюция образа главного героя в романах 30-х годов (Увадьев, Скутаревский, Курилов) Если главный герой “Соти” Увадьев – “битюг революции”, ее чернорабочий, идущий напролом к своей цели, то исполняющий эту роль во втором романе 30-х годов Скутаревский – “генштабист индустриализации”, профессор-энергетик дореволюционной еще выделки, фанатически преданный осенившей его однажды идее. При разности масштабов их личностей, задач, что они ставят себе, Увадьева и Скутаревского объединяет общий принцип жизни: […]...
- Биография Карамзина Николая Михайловича Родился в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин проучился некоторое время, а в 15 лет поступил на действительную военную службу. Военная служба не соответствовала внутренним склонностям юноши, ему хотелось посвятить […]...
- Анализ стихотворения Н. М. Карамзина “Осень” Смысл стихотворения “Осень” в раздумьях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в “Осени” сравнивается с человеческой жизнью, которая также переживает пору цветения, молодости, зрелости, увядания и смерти. Три последние строфы надо понимать так, что, несмотря на такое соответствие между природой и человеком, природа каждую весну возрождается, в то […]...
- Сочинение на тему: “Своеобразие повести “Бедная Лиза”Н. М. Карамзина” Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. […]...
- Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, ” Станционный смотритель “, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. “Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”. Они уже […]...
- “Бедная Лиза”, анализ повести Карамзина История создания Повесть “Бедная Лиза” опубликована в 1792 году в “Московском журнале”, который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно “Бедная Лиза” сделала его популярным. Карамзин не случайно отнес действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый еще Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюбленных пар, его […]...
- Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова 1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова – это всего тринадцать […]...
- Сочинение на тему: “Развитие сентиментально-романтической литературы в творчестве Карамзина” Николая Михайловича Карамзина можно назвать основоположником русской сентиментально-романтической литературы. К сожалению, до сих пор литературное наследие поэта до конца не собрано. Существует множество дневниковых записей и частных писем, которые еще не опубликованы. Будущий поэт родился в семье симбирского дворянина и провел детство в деревне, располагающейся на берегу Волги. После симбирского пансиона Карамзина определили в пансион […]...
- Главная тема повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город – источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: “Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби”. Карамзин не […]...
- Биография Карамзина Николай Михайлович Карамзин – русский литератор, историк, издатель, основоположник русского сентиментализма. Создатель “Истории государства Российского” и ряда известных художественных произведений. Юность Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в Симбирске в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный […]...
- Рецензия на произведение Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения – любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение. Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде […]...
- “Бедная Лиза” Карамзина как сентименталистская повесть В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его “Письма русского путешественника” и повести – образец сентиментализма. Так, повесть “Бедная Лиза” (1792) построена в соответствии с основными законами этого […]...
- Биография Николая Карамзина Дата рождения: 12 декабря 1766 года Дата смерти: 3 июня 1826 года Место рождения: поместье Знаменское в Казанской губернии Николай Карамзин – великий историк и писатель 18-19 веков. Николай Михайлович Карамзин родился в родовом поместье Знаменское в Казанской губернии 12 декабря 1766 года. Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицеров […]...
- Своеобразие повести Карамзина “Марфа Посадница” Поэтизация республиканских доблестей древнего Новгорода в “Марфе Посаднице” особенно очевидна в случаях, когда Карамзин умышленно отходит от фактов, хорошо известных ему как историку. Различна, прежде всего, трактовка общественной жизни Новгорода в последние годы его вольности. В “Истории государства Российского” показана борьба между двумя партиями, из которых одна вполне открыто симпатизировала Москве, другая – поддерживала сепаратистские […]...
- Новаторство Карамзина Внутренний мир героев до Карамзина не изображался в литературе. Новаторство писателя проявилось в том, что именно внутренний мир человека интересовал его больше всего. Это было большой заслугой писателя, так как разрушило прежние стереотипы. Литературу начинает интересовать человек, его личность. Изображая внутренний мир Натальи, автор показывает движения ее души – от безмятежности (до 17 лет) до […]...
- Творческие противоречия в творчестве Карамзина Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе […]...
- “Бедная Лиза” – “Первое национальное произведение” (по повести Н. М. Карамзина) Николай Михайлович Карамзин – представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность – так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, […]...
- Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления – сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести “Бедная Лиза” проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. […]...
- Человек и история (по повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”) Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека. Этот вопрос рассматривается и в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. В ней автор рисует времена, когда “когда русские были русскими, … жили по своему […]...
- Анализ стихотворения Карамзина “Берег” Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести “Бедная Лиза”. Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя “Истории Государства Российского” в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником “дворянского” периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов. Стихотворение “Берег” […]...
- Чем интересна повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”? – Н. М. Карамзин Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений. Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть “Бедная Лиза”. В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует […]...