Судьба детей в рассказах Степана Васильченко



Степан Васильченко, писатель и учитель, любил детей и посвятил им немало искренних и правдивых произведений, в которых представил целую галерею детских образов. Переживая за судьбу малышей из народа, Васильченко считал, тем не менее, неестественным описывать их жизнь одними печальными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни.

Дети – герои рассказов Васильченко – бодрые, остроумные, полные энергии, сообразительные, любознательные. Жизнь бедных детей – бесхлебная и невеселая, от недоедания

они худые, становятся печальными и грустными, но достаточно им ласковое слово сказать, приласкать, и они искренне, младенчески утешаются. И это лишь начало пути, на котором их будут ждать разочарования, столкновенья с социальной несправедливостью и борьба за человеческое достоинство.

Детский мир маленьких героев, словно капля чистой родниковой воды, вбирает в себя и отражает лучи солнца и тучи жизненные.

Девушка Устина (“Василька”) с любовью собирает букет нежных полевых васильков, чтобы подарить его учителю. Но, узнав о его аморальности, кинула цветы на порог. Чистая детская душа переполнилась

гневом и чувством решительного протеста.

Устина уйдет из дома, будет батрачить, чтобы не видеть никчемных людей, которые облипли грязью.

С мягким, доброжелательным юмором писатель изображает образ Василька, который любит “старшенствовать”, т. е. серьезно, по-взрослому учить старших. За внешне благополучным родственным уютом кроется социальная несправедливость. Не так уже беззаботно живется родителям и старшим братьям и сестре Василька, которые с утра и до ночи тяжело работают.

Их жизнь полна всяческих невзгод, но они умеют пошутить, посмеяться.

Мальчика жизнерадостного по характеру, который любит пофантазировать и хочет постичь любопытным детским умом и сердцем окружающий мир, видим в новелле “Басурман”. Мать, сама не очень богомольная, принуждает Семена ревностно молиться. А малышу совсем не нравятся поклоны и скучные молитвы перед иконами.

В нем подсознательно рождается протест против Бога, его не пугает и картина “страшного суда”, что висит в доме.

Немногословные, но с глубоким содержанием, проникновением во внутренний мир героя, освещенный светлой лирической вуалью – такие у Васильченко новеллы о детях.

“Талант мужества и талант сочувствия, без которых не бывает подлинного писателя, в высшей мере были присущи этому человеку”, – руководствовался страстным стремлением послужить родному народу, избрав его героем непревзойденных новелл. Сама жизнь подсказывала ему темы и сюжеты, а простые труженики, что жили рядом с ним, становились героями новелл, повестей и драматических произведений. В основе всех этих творческих доработок лежит обычно психологический конфликт.

Но они отмечаются яркой особенностью: напряженные события описаны оптимистично, без отчаяния и разочарования, оставляя надежду на лучшее.

В таком контрасте действительности и человеческой надежды представлен образ Татьяны в повести “Талант”, что стала живым воплощением позиции писателя: преодолевая боли и печаль, утверждая радость жизни.

“Талант” известен нам трагической судьбой молодой сельской певицы, которую довели до самоубийства чрезвычайно сложные обстоятельства жизни в условиях самодержавия, буржуазно – помещичьего порядка. Писатель с глубоким уважением и симпатией описывает образ красивой, умной и одаренной от природы волшебным голосом девушки. Меня трогает ее чистота помыслов и серьезность в отношении к своему таланту.

Само слово “талант” открыло ей столько радости, горячих надежд и гордых надежд: “Дана мне маленькая искорка святая… Маленькая – маленькая… И осветила она мою жизнь бедную, счастьем обогрело мое сердце… И пусть потухнет лучшая искра во мне и пусть будет напрасной моя жизнь и темной темнее ночи, когда позволю над ней надругаться или в болото втопчу!”

Но жестокая к крестьянским детям действительность уничтожает возвышенные порывы. И вот – первый удар судьбы: старая помещица разогнала театр из-за грязных наговоров, которые камнями летят в девушку. Талант Татьяны обесчещен, мечта убита, душа растоптана. Тогда разочаровавшейся молодой певице, что делилась со всеми самым своим сокровенным сокровищем – песней, опротивел белый свет; она совершает самоубийство.

Призадумавшись над этим, я пришел к выводу, что в данной развязке прочные глубокий смысл: не только жизнь Татьяны потеряла жестокая действительность, но и ту чистую и величественную своей красотой песню, что всегда символизировала душу Украинской нации. Неспроста всех “… обожгло как огнем”, когда крестьяне постигли, что случилось: погибла не просто “чужой ребенок, а сирота” – замолчала песня, что растопила людям сердца, воскресила их. Мы видим взрыв народного гнева во время похорон девушки: толпа рвалась ломать дверь во дворе священника. Крестьян объединило единое великое чувство противостояния злу, пылкое осуждение несправедливости.

И тут прозвучали правдивые слова учителя Андрея Марковича в том, как средь темной ночи в этом заброшенном и забытом уголке под убогой мужицкой крышей засветилась “божья искра”. Эта сцена, преисполнена оптимизма, раскрывает идею повести: стойкость неисчерпаемых духовных сил обездоленного народа, которая выступает заместителем прекрасного в борьбе с социальным злом.

Идея единства против зла и сегодня является актуальной для нашего общества, так как, к сожалению, недостатки настоящего в значительной мере влияют на общественные и духовные позиции украинцев. Это – моя точка зрения. И я считаю, что, только объединившись в своих взглядах и стремлениях, мы сможем достичь для своей Украины счастливого будущего.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Судьба детей в рассказах Степана Васильченко