Сочинение: Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”



Заглавный герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – яркий представитель образа – типа “лишних людей”, созданного русской литературой де­вятнадцатого века. Что же представляет собой этот тип? Его характернейшая черта – противоречие между незаурядными индивидуальными способностями человека и их невостребованностью окружающей общественной средой.

Она создает такие обстоятельства, при которых одаренный, честный и по­рядочный человек не в состоянии применить свои способно­сти на служение

обществу. Он остается одиноким, никем не признанным и никому не нужным.

В романе Пушкина “Евгений Онегин” подробно показано, как происходит формирование типа “лишнего человека”, како­вы отношения его к обществу, обозначены причины, по кото­рым он не находит себе достойного места в жизни.

Биографию своего героя поэт рисует, начиная с детских лет. Это необходимо потому, что сама система воспитания форми­рует в нем определенные черты, которые разовьются в будущем. Евгений Онегин “родился на брегах Невы”, то есть в сто­лице Российской империи Санкт-Петербурге. В ранние дет­ские годы он

попал на попечение “мадам” – гувернантки – француженки, которую затем сменил “мосье”, опять-таки француз.

Начальное образование Евгения сводилось к тому, что “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…”. Другими словами, ника­кого серьезного образования мальчик не получил, равно как и ничего не узнал о русской жизни, так как обучение происходи­ло на французском языке. “Когда же юности мятежной пришла Евгению пора”, он стал вести образ жизни, обычный для свет­ской молодежи того времени. Жизнь состояла из праздного времяпрепровождения. Единственной же “наукой”, в которой Онегин “истинный был гений”, оказалась “наука страсти нежной”, то есть флирт с великосветскими дамами.

Посколь­ку такое воспитание было типичным для дворянских кругов того времени, “свет решил, что он умен и очень мил”. Пустота не наполненного полезной деятельностью существования вы­зывает у пушкинского героя ощущение пресыщенности жиз­нью, переходящее в постоянную скуку. Все ему надоело, и ничто не вызывает интереса. Тогда он пытается заняться ли­тературным творчеством и самообразованием:

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…

И снова, преданный безделью,

Томясь душевной пустотой,

Уселся он – с похвальной целью Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку…

Изменения в судьбу Онегина вносит кончина его дяди, от которого племянник получает в наследство имение, после чего

переезжает на местожительство в деревню. Там он пытается внести передовые по тем временам изменения в систему хозяй­ствования, чтобы облегчить участь своих крепостных:

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил…

Но всерьез заниматься хозяйством Онегину тоже скучно. В деревне он сводит дружбу с соседом – молодым поэтом Вла­димиром Ленским; через него знакомится с семейством Лари­ных; вносит смятение в душу молодой девушки Татьяны Лари­ной, которая объясняется ему в любви. Онегин отвергает ее чувство, делая девушке выговор за неосторожное поведение.

Впоследствии у него происходит ссора с Ленским, тот вызыва­ет его на дуэль и гибнет от пули. Были они “от делать нечего друзья”, а из-за глупой ссоры стали смертельными врагами.

После этой трагедии Онегин отправляется путешество­вать, а затем, “дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов”, возвращается в Петербург. Там он встречает Татьяну, ставшую великосветской замужней дамой; в его душе вспы­хивает любовь к ней; он преследует ее своими чувствами, по­лучает отказ – и автор расстается со своим героем “в мину­ту, злую для него”.

Итак, чем бы ни занимался Онегин, у него ничего не вы­ходит; с кем бы ни сводила его судьба, всем он причиняет толь­ко боль и страдания. А определяющим содержанием его жиз­ни становятся различные способы справиться с одолевающей скукой.

Каковы же причины, делающие Онегина “лишним челове­ком”? Можно выделить две группы таких причин. Первая – общественные, а вторая – личные.

Общественные причины заключались прежде всего в суще­ствовании крепостного права, позволявшего представителям правящего класса вести безбедную жизнь за счет своих кресть­ян. У Онегина нет необходимости добывать себе хлеб насущ­ный, потому он и может позволить себе роскошь все время скучать. В то же время он достаточно умен, чтобы не разделять “идеалов” большинства представителей своего класса: ведь идеалы эти сводятся к карьерным достижениям, богатству, блеску придворных чинов и тому подобному.

Он, как и Татья­на, понимает, что все это “постылой жизни мишура”, “ветошь маскарада”.

Найти же удовлетворяющее его поприще Онегин не может в силу личных причин, и главное здесь – уже упомянутое не­желание трудиться. Другая же личная причина – преувеличен­ное мнение о значимости собственной персоны. В реалисти­ческом образе Онегина заметны также черты, присущие ро­мантическим героям литературы того времени, прежде всего героям Байрона.

Не случайно в тексте проводится прямое сравнение Онегина с Чайльд-Гарольдом. И проницательная Татьяна, ознакомившись с библиотекой Онегина, задается не­беспочвенным вопросом: “Уж не пародия ли он”? В то же вре­мя Татьяна отмечает и положительные качества Онегина:

Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь.

Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?

Открытый финал романа позволяет читателю делать раз­личные предположения о дальнейшей судьбе Онегина. Одни думают, что он должен был связать свою судьбу с декабриста­ми, попытавшимися совершить в России республиканский переворот ради уничтожения самодержавия и крепостниче­ства. Другие считают, что, по задумкам Пушкина, Онегин дол­жен был погибнуть на Кавказской войне. Но и тот и другой вариант судьбы так и не отменят принадлежности Евгения Онегина к типу “лишнего человека”.

В этом трагедия как само­го пушкинского героя, так и многих незаурядных людей его времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение: Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”