Сатирический гнев (по мотивам басен Степана Олейника)
Произведения известного украинского писателя-юмориста Степана Олейника отмечаются актуальной тематикой, национальным юмором и комизмом ситуаций. Он также с полным правом считается достойным последователем отечественных корифеев сатиры Ивана Котляревского, Степана Руданского и Остапа Вишни. Так как он никогда не мог пройти в стороне от тех явлений, которые нуждались в сатирическом изобличении, высмеивании недостатков общественной жизни и отдельных людей, отрицательных типов.
Свои удары поэт направляет против иждивенцев, бездельников,
Наверное, именно в этом – сила и важнейшее значение благородного гнева сатиры С. Олейника. Из всего творческого наследия поэта-юмориста мне больше всего нравятся его стихи для детей и басни.
Сколько знакомых лиц я увидел на страницах его “детской” поэзии!
И когда присмотришься к ним внимательнее, обязательно узнаешь человека с недостатком характера или поведения.
Вот перед нами Индюк и Петух – “непризнанные таланты” в “жестокий век”. Для “очерствелых сердец” “сверхталант” Индюка слишком “сложный, тонкий”. Да и Петуха “недооценивает” народ, “публика, словно глухая”. Посмеявшись спеси этих “артистов”, мы поддерживаем вывод соловья:
Эпоха и народ у нас – наилучшие, И вот певцы вы негодящие!
Метко высмеивает С. Олейник и заносчивость некоторых дилетантов, которые “опытом делятся”, как “клевать носом скорлупу”. А вот в басне “Снюхались” от сатирика достается уже ворам и хапугам, которых колоритно представляют приблудная Жучка и “охранник” двора Мурза. Человеческую бессердечность и произвол разоблачает поэт в басне “Четвероногий и двуногий”, изображая сцену наказания бродячего осла жестоким пьяницей.
Басни С. Олейника – это настоящее сокровище в украинской литературе. С сатирическим гневом высмеивая недостатки настоящего, они помогают нашему обществу очиститься от них.
- Жизненный и творческий путь С. Олейника (материал для сочинения) Степан Иванович Олейник (1908-1982). Степан Олейник почти четыре десятилетия своей жизни отдал работе в литературе, свыше пяти десятилетий – в журналистике, непосредственно работе в редакциях газет, выступлениям на страницах литературно-художественной печати. Поэт-Лирик (а свои первые стихи он напечатал в одесских газетах уже в середине 20-х годов) и публицист, автор очерков и репортажей, он сразу после […]...
- Школьное сочинение по поэме Б. Олейника ” Крыло” Борис Ильич Олейник родился 22 октября 1935 года в селе Зацепиливка на Полтавщине. Отец поэта – Илья Иванович – работал шахтером, инструктором райкома и редактором районной газеты. Добровольцем пошел на фронт в 1941 и погиб в 1943 году. Первый стих пятиклассника Бориса Олейника был напечатан в районной газете 1948 года, где он и начал работать […]...
- “Выбор” Б. Олейника и мой выбор “Жизнь – ни конца, ни начала”, – пишет Борис Олейник в своем стихотворении. В своем стихотворении поэт говорит о выборе – мировоззрения, жизненной позиции, философии. В конце концов, антитеза в этой поэзии простая: Один предусмотрительно глаза Прикрыл еще за шаг от границы, Войдя клеткой ночи Тихонько: или жил, или не жил? А другой – шагами […]...
- Разоблачительная и поучительная направленность басен Л. Глебова Леонид Иванович Глебов в своих баснях остро подвергал критике несправедливый суд, жестокость господ, безделье, хвастливость, подхалимство и т. п. Основным признаком басни является ее аллегоричность. Согласно этому басня имеет две части – повествовательную и поучительную. Так, например, в басне ” Лисица – Жалобница” в первой ее части рассказывается о жестоком поступке лицемерной Лисицы, а во […]...
- Реализм басен Леонида Глебова Наивысшего своего развития басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская басня вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника “Малороссийские присказки” в 1834 году. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного застоя и всеобщего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из […]...
- Система образов басен И. А. Крылова Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […]...
- Сатирический гений Н. Гоголя В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Н. В. Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих […]...
- Сочинение на тему: Сатирический нерв отечественной литературы (СОЧИНЕНИЕ – ОПЫТ КРИТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ) Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, […]...
- Система образов басен крылова Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […]...
- Жанровое своеобразие басен Крылова Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет (“Рыбья пляска”, “Пестрые овцы”, “Щука”), многие – рассказы в стихах (“Три Мужика”, “Мот и Ласточка”), есть басни – бытовые сцены (“Два Мужика”, “Купец”), есть и басни-аллегории (“Лев, Серна и Лиса”, “Дикие Козы”) и т. д. Поразительно широк тематический охват басен Крылова […]...
- Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это “Раздел”, “Кот и Повар”, “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Щука и Кот”. Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне “Волк на псарне” изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В […]...
- Сатирический нерв отечественной литературы XX века Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков, А. […]...
- Сатирический характер поэзии Некрасова В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, “Псовая охота” (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста […]...
- АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА 1 вариант Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и недостатков общества, мудрыми выводами. У читателя создается впечатление, что призвание автора – выражать наболевшие мысли […]...
- Тема сочинения: Актуальность басен Крылова В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”. Во […]...
- Жестокость, гнев, несправедливость Германа Кафки Мир Кафка “был обречен видеть с такой ослепительной выразительностью, что считал это зрелище невыносимым”, – наша вселенная в том состоянии, в котором она находится после Освенцима, оказалась на грани исчезновения. Его работа разрушительная, но не потому, что он открыл истину, а потому, что, будучи человеком и, следовательно, не имея способности найти ее, он отказался довольствоваться […]...
- Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе “Мастер и Маргарита” Первые страницы романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” вводят читателя в мир советской действительности 20-30-х годов прошлого столетия. Прорисовывая его детали писатель не жалел ярких сатирических красок и мотивов. При помощи множества характеров типичных представителей тогдашнего общества, так называемых “фигур по умолчанию”, скрытых намеков, гротескных деталей, а также иронических высказываний и интонаций писатель воссоздал атмосферу […]...
- АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА 1 вариант И. А. Крылов – великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как будто видишь наяву всех, кто выведен в баснях. В своих произведениях Крылов доказывал, что упорный […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически […]...
- Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев Михаила Салтыкова-Щедрина? Русский народ всегда предстает у писателя обиженным, склоненным, порабощенным. Это видение российской действительности очень сближает Салтыкова-Щедрина с Некрасовым, между ними чувствуется некое родство. Но если у Некрасова русский мужик – всегда мужик и только, то у Щедрина он может предстать в самом необычном образе: то Коняги, то ворона, то пескаря, то зайца, то обычного человека […]...
- Крылатые фразы из басен Крылова А Васька слушает да ест. Выражение из басни “Кот и повар” (1812), в которой рассказывается о том, как за время отсутствия повара кот Васька съел приготовленную курицу. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал убеждать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, […]...
- Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина? Как известно, сказки свои М. Е. Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной форме. Писатель всегда болел душой за русский народ, выступал за отмену крепостничества (тогда эта реформа уже витала в воздухе), ратовал за свержение царизма. Разумеется, самым […]...
- Образ Степана Радченко в романе В. Подмогильного “Город” Среди писателей, чьи имена современному читателю стали известны не так давно, и Валерий Подмогильный. Наследие этого писателя возвращено полностью, и его признали одним из самых колоритных писателей новейшей украинской литературы. В биографии писателя есть много “белых пятен”. Известно, что родился он под Екатеринославом, учился в университете, занимался педагогической деятельностью, работал в издательстве, секретарем секции художественной […]...
- Цикл нравоучительных басен Крылова В цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Свинья под Дубом”, “Голик”, “Волк и Журавль”, “Лжец” и др. В “Мартышке и Очках”, “Свинье под Дубом” осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне “Огородник и Философ”. […]...
- Басни И. А. Крылова. Русский национальный колорит басен 1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 […]...
- Судьба детей в рассказах Степана Васильченко Степан Васильченко, писатель и учитель, любил детей и посвятил им немало искренних и правдивых произведений, в которых представил целую галерею детских образов. Переживая за судьбу малышей из народа, Васильченко считал, тем не менее, неестественным описывать их жизнь одними печальными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни. Дети – герои рассказов Васильченко – бодрые, […]...
- Как в изображении картин помещичьей жизни автор “Деревни” сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами? Как в изображении картин помещичьей жизни автор “Деревни” сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами? Размышляя над заявленной проблемой, отметьте, что элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, проникнутое грустными Раздумьями о жизни, в то время как сатира ставит своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности. В предшествующей А. С. Пушкину литературе существовало четкое разделение […]...
- Разбор Басен Крылова. Часть 1 (Крылов И. А.) В басне Крылов учел свой опыт сатирика и драматурга, театрального критика, раздвинул привычные границы басенного жанра. Крылов обращался со своими баснями к широкому кругу читателей. Демократическое начало определяло весь характер творчества писателя, весь внутренний мир его басен. В них впервые в русской литературе ожили и заговорили все сословия тогдашней России. В пестрой и разнообразной галерее […]...
- Сочинение по мотивам книги Паустовского “Мещерская сторона” …И вот дочитана эта необыкновенная книга – впрочем, небрежное слово “дочитать” мало подходит к Паустовскому: ведь с последней перевернутой страницей любого его произведения с благодарностью расстаются и с сожалением прощаются. И всегда что-то похожее на удивление и сомнение охватывает нас: как, этот прекрасный, блистающий всеми красками, звучащий и движущийся мир, столь волшебно родившийся прямо на […]...
- Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного превращается в общественный. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан Калашников, а носитель семейных, родовых традиций, защитник купеческого рода и народных устоев вообще. Месть Степана Калашникова получает не столько субъективное, личное обоснование, сколько объективное, эпическое, […]...
- Сочинение по мотивам эпоса: Герои Эллады в поэме “Илиада” Как мне кажется, прошлое любого народа обычно начинается с невероятных мифов и очень интересных рассказов. Чаще всего эти произведения, украшенные загадочностью и красивыми легендами, прячут исторические факты. Древние греки увлекались рассказами, написанными в рифму, о троянском сражении и похождениях талантливого воина Одиссея еще до нашей эры. Многие годы ученные думали, что все то, о чем […]...
- Сатирический талант писателя Щедрина Атаманы-молодцы, беспутные клементинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм-Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. М. Булгаков Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина “История одного города”. В мировой литературе рядом с “Историей…” можно поставить, пожалуй, лишь “Остров пингвинов” Анатоля Франса, но после того как я прочитала произведение французского писателя, […]...
- Две статьи Степана Шевырева Словесность и торговля Ты спрашиваешь у меня, мой друг, о современном состоянии нашей словесности. Ты хотел бы отдать себе отчет в том, какую мысль выражает русское слово в настоящую минуту нашего существования? чем занята наша дума, о чем наша нравственная забота? Все это, по твоему мнению, содержится в произведениях словесности; все это, по мелочи, высказывается […]...
- Литературное изложение баллады: Сабля Степана Кручины Был когда-то казак Степан Кручина. Еще до сих пор, с обеих сторон Днепра, старики повествуют о нем, что он был храбрый воин во время войны, и умная голова во время мира. Придется биться или с турком, или с татарином, как только увидев врага, не спрашивал никогда о том, сколько ыбыло за ним, а всегда стоял […]...
- Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, “особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка”. “Свой” жанр Крылов искал долго […]...
- Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия. Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”. Используем прием сопоставления […]...
- Значение басен Крылова Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец […]...
- Сочинение на примере басен Лафонтена Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шато Тьере в семье чиновника. Учился в сельской школе, потом изучал право в городе Реймс. Писать Лафонтен начал в 33 года. Первыми его произведениями были комедии, поэмы, сказки и рассказ в стихах. Позднее, познакомившись с произведениями Эзопа, обратился к жанру басни и написал их 238. В них Лафонтен […]...
- Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и не достоверно изображенный быт, где царили в семье строгие и даже жестокие порядки. Идеализация старины связана с романтическими иллюзиями, но она с лихвой перекрывается той художественной истиной жизни, которая благодаря этой идеализации позволила Лермонтову выразить […]...
- Гимны любви (по мотивам поэзии А. С. Пушкина) Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями. Пушкин тяжело переживал свои ошибки, мучился ими. Его небольшое лирическое стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла” – это гимн любви. В нем дано описание […]...