Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов

Логопедические игры для детей 4-7 летИгры для подготовки детей к звуковому анализу словИгры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова. И Дети, как показывает практика, допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо

усилить подготовку детей к звуковому анализу.

Форма подготовки — разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.

Игра «Матрешки идут на день рождения».

Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом — термином «величина».

Ход игры. Логопед сообщает детям, чтоу бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая — Настасья, другая поменьше — Настя, третья маленькая — Настенька /логопед поочередно вводит

в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрешки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари».Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принес тебе в подарок?

Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принес ему в подарок».

Логопед предлагает рассмотреть детям картинки:»Все цветы красивые, по цвету одинаковые — красные. Только один цветок большой. Другой поменьше.

Он средний. Третийеще меньше. Он маленький.

Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая. Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая.

А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто — средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».

Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Логопед ставит матрешек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера — возле Настасьи, среднего — около Насти, маленького — около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка.

Игра «Матрешки в магазине».

Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина».

Игра «Матрешки и бычок».

Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами:ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.

Ход игры. Логопед рассказывает детямисторию прогулки матрешек и бычка. Бычок попал в беду: упал в яму.

Логопед предлагает помочь матрешкам спасти бычка. Слова истории сопровождаются действиями с игрушками. «Как-то раз, матрешки — Настасья, Настя и Настенька повели бычка на прогулку. Бычок бежал впереди по тропинке, смотрел по сторонам, ворон считал, под ноги не смотрел, и вдруг угодил в яму. Подбежала к нему Настасья, ухватила его за рожки, тянет из ямы, а вытащитьне может.

Позвала

НастасьяНастю /логопед ставит матрешку Настю с противоположной стороны бычка/.Настасья за рожки бычка, Настя — за хвост бычка. Тянут бычка из ямы, а вытянуть не могут. Бычок мычит, ему больно». С участием детей, логопед восстанавливает ряд по линии: бычок, Настасья, Настя.

Затем продолжает:»Позвала Настя Настеньку. Настасья за рожки бычка, Настя за Настасью, Настенька за хвост бычка». И снова «ошибается»: ставит Настеньку не в ряд, а с другой стороны. «Тянут, а вытянуть не могут».

Дети опять помогают поставить Настеньку на место в ряд.

— Где ее место? — спрашивает логопед. — Позади Насти?

— Да, позади Насти, за Настей.

«Настенька нашла свое место, — говорит логопед. — Она встает последняя. За ней никого нет. Здесь конец ряда.

Вот мы и помогли матрешкам вытащить бычка из ямы.

Затем логопед убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за бычком.

Жестом, указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда?

Где начало ряда? Ближе к правой или левой руке?». И т. д.

Дети могут реагировать на задание жестом, но одобрения заслуживают те, которые начинают сами использовать слова: «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «первая», «последняя».

Игра»Кто ушел и кто пришел?»

Цель:наблюдение измененийв составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.

Игра «Прятки с матрешками»

Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.

Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребенка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «.. в начале слова…» кружок кладет не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребенка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использоватьтаблицы-рисунки, где голова изображенного объекта на этой таблице является началом слова, туловище — серединой слова, а хвост — концом слова.

Игра «Лисичка и колобок».

Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.


Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов