Развитие познавательных способностей детей через игровую деятельность

Консультация Тема: “Развитие познавательных способностей детей через игровую деятельность” Дидактическая игра – это наиболее доступный вид деятельности для детей, это способ усвоения знаний об окружающем мире. В игре в полной мере проявляются особенности мышления и восприятия ребенка, реализуется потребность в общении, способность к воображению, эмоциональная активность. Игра влияет на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развивает интеллектуальную деятельность. И что очень важно дидактическая игра формирует у

детей потребность в умственной работе, интеллектуальную и творческую активность.

Развивающих игр очень много, и мы остановимся на следующих играх.1. Игры-криптограммы1.1 Игры на составление слов с использованием первых звуков названий картинок, игрушек. Например: воспитатель выкладывает в один ряд картинки (рыбка, аквариум, кит); по первым звукам получается слово “рак”. Последовательность игры – рассматривание картинок, называние их;- выделение первого звука каждого слова;- определение звука фишкой (-0-) с объяснением его особенностей;- определение звука буквой;- чтение слова.1.2 Шифрование слов с помощью

картинок.

Например, зашифровать слово “мак”. Воспитатель совместно с детьми ищут игрушки, картинки, которые начинаются со звуков, составляющих слово “мак” (мяч, автобус, кот)1.3 Шифровка цифрами. Например, слово “весна”: буквы расположены вразброс в лепестках цветка, рядом (или внизу буквы) написаны цифры, указывающие на Порядок букв в слове.2.

Упражнение “Отыщи отрезанный лоскуток”Детям предлагается лист бумаги с изображением последовательных предметов с исключением одного из них. Например: лист бумаги делится на определенное количество прямоугольников, во всех прямоугольниках рисуется систематический ряд по убыванию или возрастанию (1 воздушный шар, 2, 3…) Отдельно даются 2-3 прямоугольника, на которых изображен как дальнейший последовательный элемент, так и неподходящий по функции элемент (4 воздушных шара, 6 воздушных шаров)3. Сравнение по форме.

Сравнение игрушек, предметов, картинок с геометрическими фигурами. Например: лист бумаги делим на 2 части: в верхней части – геометрические фигуры (треугольник, овал, прямоугольник, круг) Из картинок нужно подобрать предмет, напоминающий форму: треугольник – морковь, овал – желудь, прямоугольник – книга, круг – яблоко и т. д.4. Чем похожи и чем отличаются?

Цель этой игры – найти похожее и отличия в предметах, относящихся к одному виду. Например: найти похожесть и различия в одежде – женской, мужской, детской; фруктах – яблоко, апельсин; среди птиц – орел, голубь.5. Угадай, что спрятаноЦель этой игры – узнать предмет по описанию его характерных признаков.

Например: эта птица живет в дупле, летает ночью, днем плохо видит, питается насекомыми, мелкими животными (сова)6. “Я знаю”Цель – из обобщающего понятия выбрать те предметы (слова), которые входят в его состав. Например: обобщающее понятие насекомое. Бросая мяч друг другу, Дети называют отдельных насекомых (муравей, пчела, бабочка…)7.

ДорисуйЦель – увидеть в незавершенных предметах целый предмет. Например: нарисована часть цветка, конфеты, яблока и т. д. Вначале детям дается подсказка – точками указан контур недостающей части, затем дети должны выполнить задание самостоятельно8. “Зачем и почему”Цель – приучать к размышлению, отстаиванию своей точки зрения, видеть причины следственной связи. Например: ответь на вопросы:- Зачем нужен детский сад?- Почему тает снег?9. Использование приемов ТРИЗа) спасение сказочных героев.

Цель – развитие воображения, монологической речи, желания прийти на помощь. Например: спасение Колобка от Лисы, Красной Шапочки от Волка и т. д. б) решение бытовых проблем. Например: как выбраться из закрытой комнаты, если испортился замок (если нет ключа); у нас в группе закончилась бумага, на чем будем рисовать. в) творческое рассказывание. Для детей наиболее трудный вид рассказывания, так как у детей недостаточный словарный запас, опыт.

Дети, как правило, повторяют рассказы друг друга с небольшими изменениями; рассказы опираются на знакомые сюжеты. Очень хороший результат обучению творческому рассказыванию дает следующий метод. Берется книга (сказки, рассказы, стихи) с наименьшим количеством иллюстраций.

Каждый ребенок по очереди указывает на любое слово на странице книги. Воспитатель записывает эти 5-6 слов и на их основании составляется рассказ. Так как слова всегда неожиданны, то рассказы получаются интересными и сюжетно-насыщенными. г) качество одного объекта перед
ается на качество другого с объяснением этого качества. Например: берется основное слово “машина” и подбираются слова, обозначающие разнообразные предметы, не входящие в транспорт.- человек (какой) – высокий, кучерявый, добрый;- белка – пушистая, хвостатая, прыгающая;- Дом – многоэтажный, деревянный, кирпичный. И все эти признаки относим к машине и объясняем их.

Например: машина высокая – это машина самосвал, автобус; машина кучерявая – в ней много прикреплено разных игрушек, бахромы; машина добрая – возит всех людей, грузы; машина пушистая – на сиденье мех, мягко сидеть и т. д. д) метод синектики (аналогия), т. е. какой предмет на что похож. Например: – как придумали душ? На что он похож? (дождь)- у кого люди научились строить тоннели? На что он похож? ( у крота; на подземный ход) и т. д. е) метод эмпатии, т. е. представление себя каким-то конкретным образом, предметом и передача его чувств.

Например: представь, что ты – ветка яблони. Тебя сломали. Что ты чувствуешь? Ты – росток, проклюнулся из земли, тянешься на встречу солнцу.

Что ты чувствуешь? Все эти игры направлены на формирование интеллектуальных особенностей ребенка. Эти игры можно проводить во время специально организованной учебной деятельности, на прогулке, как фронтально, так и индивидуально. Надо помнить, что успешными должны быть все дети, поэтому основной принцип данных игр – это постепенное усложнение заданий от простого к сложному.

Нужно не забывать, что в игре воспитатель и ребенок – партнеры, поэтому равноправные отношения – залог успеха. Ребенка нельзя принуждать, его нужно заинтересовать. Через интерес воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. Педагог должен стимулировать проявление самостоятельности в играх, способствовать достижению результата, формировать у детей уверенность в своих силах, умение сосредотачиваться, напряженно думать в процессе решения задач, формировать умение общаться друг с другом, выслушивать мнения другого.

В задачу педагога также входит пропаганда среди родителей, развивающих игр. Обучение родителей этим играм.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Развитие познавательных способностей детей через игровую деятельность