Крестьянские рассказы и очерки Владимира Ивановича Даля (1801-1872)
Наряду с попытками обрисовать характер и судьбу демократического героя для писателей-разночинцев характерно тяготение к народному творчеству и народному языку как материалу художественной литературы. Дальше других в этом направлении идет В. И. Даль, приобретший известность в качестве составителя “Толкового словаря живого великорусского языка”. В 1832 г. он выпустил “Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные; к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком
В 1833 г. под тем же псевдонимом Казак Луганский Даль начинает печатать сборники “Были и небылицы”.
В своих сказках Даль перелагает русские сказочные и отчасти былинные сюжеты. В этом отношении он развивал традицию, восходящую к XVIII в., к сборникам сказок М. Д. Чулкова и В. А. Левшина. В начале 30-х годов под влиянием сказок А. С. Пушкина жанр литературной сказки, преимущественно стихотворной, получает настолько широкое распространение, что В. Г. Белинский иронически отмечает это в одной из своих статей.
Довольно сурово критик отозвался и о Дале, назвав его “просто балагуром”,
Но этим и ограничивалось значение Даля в русской литературе. В своих крестьянских рассказах и очерках он не сумел поставить большие социальные проблемы, которые выдвигались жизнью, обошел социальные противоречия крепостной деревни и остался на позициях либерально-гуманного отношения к народу. Не поднялся он выше натурализма и в художественном методе своих “сказок”.
- Биография Владимира Даля Даль Владимир Иванович – русский писатель; выдающийся этнограф и лексикограф; создатель “Толкового словаря живого великорусского языка”. Помимо всего прочего, Даль был лингвистом, собирал фольклор и служил военным врачом. На составление толкового словаря он потратил более пятидесяти лет. Будущий писатель родился 22 ноября 1801 г. в поселке Луганский завод (ныне г. Луганск) в семье местного лекаря. […]...
- Крестьянские рассказы в творчестве Вересаева Причины корыстолюбия, эгоизма, аморальности своих героев-крестьян писатель находит в тех нечеловеческих условиях, в которые капитализм поставил разоряющегося крестьянина. Не случайно, говоря о последствиях проникновения капитализма в деревню, для иллюстрации своих мыслей ссылался, в частности, на рассказ Вересаева “Лизар” (1899), Мрачный колорит крестьянских рассказов Вересаева все же не заглушает главного в них жизнеутверждающего тона. “…Меня еще […]...
- Рассказы и очерки Олексы Петровича Стороженко Рассказы и очерки О. Стороженко напоминают устные рассказы, временами они очень похожи на пересказанные народом исторические события. Это реальное переплелось с фантазией многих пересказчиков. В 1850-1863 гг. О. Стороженко служит чиновником для особенных поручений при киевском генерал-губернаторе Д. Бибикове. Служба вынуждала его не раз выезжать на Киевщину, Волынь, Подолье, Полтавщину, в Таврию и в другие […]...
- Рассказы и очерки Платонова военного времени Новым поворотом в его творчестве стала война. Рассказы и очерки Платонова военного времени – лучшее из того, что было создано советской прозой в эти годы. Война описана в них как поединок живой души народа с бесчеловечными силами небытия, извечную борьбу жизни с силами распада и гибели. Самое страшное в войне – рассечение, уничтожение связей между […]...
- Воспитание правильного отношения к труду. По тексту А. Бердниковой У великого словесника Владимира Даля значатся несколько определений (ЕГЭ по русскому) Любое общество придает труду особое значение. Без физической, интеллектуальной и творческой деятельности невозможен прогресс в науке, технике, в умственном и духовном развитии. Как следствие – не будет и полноценной, осмысленной жизни. Однако понимание этого приходит лишь с годами, поэтому проблема воспитания правильного отношения к труду всегда актуальна. Над ней и размышляет А. Бердникова в своем […]...
- Биография Олега Даля Олег Иванович Даль – актер театра и кино. Родился Олег в Москве 25 мая 1941 года, но детство свое провел в Люблино. В семье Даля не было актерских корней – отец был инженером, а мать – учительницей. В детстве в своей биографии Олег Даль занимался спортом, литературой, живописью. А когда решил поступать в театральный институт, […]...
- Аленький цветочек Аксаков. Сказки Даля (Детские народные сказки) “Аленький цветочек” Сергея Тимофеевича Аксакова соприкасается со сказками Пушкина в мысли об облагораживающей силе духовной стойкости человека перед лицом испытаний. Околдованного королевича – лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 11 По цитате В. И. Даля Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. И. Даля: “В слове “не менее жизни, как и в самом человеке.” По моему мнению, В. И. Даль говорил о могуществе слова, о силе его воздействия на человека. Слово вдохновляет и окрыляет, а иногда оскорбляет и разочаровывает. В нем, как и в самом человеке, есть свой смысл, тайна, […]...
- “Губернские очерки” и “История одного города” Салтыков-Щедрин – оригинальный писатель, занимающий особое место в русской литературе. В своем творчестве он показывал социальные недостатки общественного устройства России, рисовал жизнь без прикрас, но не только давал свод пороков и злоупотреблений, но и едко высмеивал их. Салтыков-Щедрин работал в жанре социальной сатиры. Во времена, когда в России властвовала цензура, высмеивать недостатки правителей и чиновников […]...
- Обработка произведения Л. Глибова “Муха и Пчела” (1864-1872) Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую. Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды. Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники […]...
- Внешняя политика Александра I (1801-1813) 6.1.1. Внешняя политика Александра I (1801-1813) Во внешней политике, проводимой Александром I, выделяются два основных направления. Европейское направление: 1805 г. – участие России в войне против Франции в составе третьей антинаполеоновской коалиции вместе с Австрией, Великобританией и Швецией. После разгрома австро-русской армии под Аустерлицем в ноябре 1805 г. третья коалиция распалась; 1806-1807 гг. – участие […]...
- Анализ произведения Роальда Даля “Раз плюнуть” Первым произведением, которое представило творческий мир Г. Даля, стал рассказ “Раз плюнуть” (1942), написанное на основе опыта авиакатастрофы, пережитой в начале Второй мировой войны. Даль мало повествует о падении самолета и нечетко о самих причинах этого. Он буднично констатирует, что “имел хлопоты, много-премного забот”, концентрируясь вокруг событий во время и после падения самолета. Повествование сначала […]...
- Ранние рассказы Замятина Евгений Иванович Замятин, ставший в итоге очень оригинальным писателем, тоже начинал как ремизовец. Он родился в 1884 г. в Лебедяни (Тамбовская губерния, Центральная Россия), учился кораблестроению в Петербургском политехническом институте. В 1908 г. получил диплом инженера-кораблестроителя и предложение готовиться к научной карьере. Первыми его литературными произведениями были технические статьи о кораблестроении. Литературная деятельность его началась […]...
- Как создавались очерки Гончарова “Фрегат “Паллада”? В письмах Гончаров подробно рассказывал своим друзьям о своих впечатлениях и наблюдениях, обо всем интересном, что он видел. “Писать письма к приятелям, – признается он одному из друзей, – для меня большая отрада”. По его просьбе друзья сохранили письма, и они, в ряде случаев, оказались набросками к очеркам. Как секретарь экспедиции, Гончаров вел судовой журнал […]...
- Микита Креймер, школа №1801 Микита Креймер, школа №1801 МУЖНІСТЬ Мій дідусь, зараз він полковник запасу Російської Армії, розповів мені випадок, що происшли з моїм прадідом єфрейтором Червоної Армії Топорковим Олексієм Тихоновичем Прадід брав участь у звільненні нашої Батьківщини від фашистських загарбників. Тоді він був молодий, і всі кликали його просто Алешей. В одну з листопадових ночей 1942 року полк, […]...
- Живые очерки солдатских и офицерских типов в военных рассказов Толстого В статье “Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое, что потом расширится, разовьется на громадном эпическом полотне. Без личных военных впечатлений и познаний “Война и мир” не могла […]...
- Анализ произведения Роальда Даля “Человек с Юга” Новелла “Человек с Юга” (1982) начинается вяло, банально: вечер, бар при отеле, наратор собирается возле бассейна с бутылкой пива и сигаретой: “Очень хорошо сиделось в лучах вечернего солнца с пивом и сигаретой. Хорошо было так сидеть и наблюдать за пловцами, которые плюхались в зеленой воде”. Появление невысокого, пожилого, одетого в безупречный белый костюм мужчины не […]...
- Очерки творчества Толстого А. Толстому предстояло пройти несколько кругов исканий, прежде чем по-настоящему открыть тему революции. На этом пути очень важен цикл произведений, в котором писатель саркастически прощается со своим эмигрантским прошлым (рассказ “В Париже”). В повести “Похождения Невзорова” ощутимо увлечение писателя жанром приключений, хотя тон задает острая социальная сатира. В те же годы М. Зощенко разделывался с […]...
- Очерки о войне Фраермана Для Фраермана и для его героев война – это прежде всего непрестанная напряженная и самоотверженная работа. Рассказывая об отважном бойце, о его подвиге, писатель непременно укажет его мирную профессию, обратит особое внимание на его прилежность и трудолюбие, и сам подвиг предстает как умное, смелое, мастерское деяние. У его героев всегда умелые руки, зоркий глаз, умная […]...
- Очерки бурсы Николай Герасимович Помяловский Очерки бурсы (1862-1863) Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать “закон великовозрастия” – по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие […]...
- КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ Н. А. НЕКРАСОВ КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ (В сокращении) Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи, Летит и другая какая-то птица – […]...
- “Очерки Боза”: ранние повести Диккенса “Улицы, улицы, улицы…” Бегут по ним маленькие рассыльные в больших цилиндрах, с тоской поглядывая на черствые пирожки в булочной; мчатся кебы – наемные кареты, фургоны, спешат к богатым заказчицам модистки и корсетницы, самые “разнесчастные создания” в городе – так плохо с ними обращаются. Взгляд Боза зорко подмечает и каждую забавную мелочь. Вот на улице показался […]...
- Краткое содержание Очерки бурсы Н. Г. Помяловский Очерки бурсы Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать “закон великовозрастия” – по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие не […]...
- Крестьянские типы в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. “Освобождения” в кавычках, поскольку о сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: Добра ты, царская грамота, Да не про нас ты писана. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной […]...
- Очерки бурсы – Николай Помяловский Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать “закон великовозрастия” – по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие не могут найти себе места. Ходят […]...
- “Губернские очерки” Щедрина (1856-1857) Продолжая начатое Гоголем в “Мертвых душах”, а отчасти и Герценом в “Кто виноват?”, Щедрин выявил губительное воздействие самодержавно-крепостнических отношений на жизнь русского общества. Изображая провинциальный город Крутогорск, Щедрин с помощью очевидца-рассказчика дает “обозрение” жизни всех слоев его населения. Губернский город становится воплощением гражданской жизни всей самодержавно-бюрократической империи. А. губернская власть выступает как преступная бюрократическая клика, […]...
- Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя “Мертвые души” представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой “галереи” выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков. Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи. Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении […]...
- Очерки бурсы (1862 – 1863), в сокращении Все произведения в сокращении этого автора Молотов. Повесть (1861) Очерки бурсы (1862 – 1863) Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать “закон великовозрастия” – по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, […]...
- Бурлескные поэмы Василия Ивановича Майкова Во французской литературе XVII в. различались два типа комических поэм: бурлескная, от итальянского слова – шутка и герое-комическая. Самым ярким представителем бурлеска во Франции был автор “Комического романа” Поль Скаррон, написавший поэму “Вергилий наизнанку”. Как ярый противник классицистической литературы, он решил высмеять “Энеиду” Вергилия. С этой целью он огрубляет язык и героев произведения. Поэма имела […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно наблюдательный человек. Пробыв с крестьянскими детьми несколько часов, даже не участвуя в их ночном разговоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные черты каждого, как внешние, так и внутренние. Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. […]...
- “Крестьянские поэты” и имажинисты В 1912 г., когда символизм начал распадаться, а новые школы мало что обещали, когда даже такие левиафаны, как Сологуб и Брюсов, объявляли Игоря Северянина великим поэтом завтрашнего дня, внимание читающей публики привлекла маленькая книжка стихов, носившая имя Николая Клюева. В ней были отчетливо заметны следы влияния символистов, но еще больше в ней было подлинно народных […]...
- Идейное содержание поэзии Александра Ивановича Полежаева Во второй половине 20-х годов главную роль продолжает играть поэзия; развивается творчество поэтов, близких к Пушкину; появляются и новые имена. Александр Иванович Полежаев (1804-1838). Полежаев был видным поэтом демократического направления. Трагично сложилась его жизнь: незаконный сын пензенского помещика Струйского и дворовой, выданной потом замуж за сына саранского купца Полежаева, он в детстве и юности чувствовал […]...
- Крестьянские образы в поэме Гоголя “Мертвые души” В знаменитом обращении к “птице‑тройке” Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: “Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик”. Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой […]...
- Н. А. Некрасов. “Крестьянские дети” Новое в школьных программах В учебникхрестоматию по литературе для 5го класса, переработанный в 2006 году издательством “Просвещение” (авторысоставители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), впервые включен полный текст стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские Дети“. По начальной школе ученикам хорошо знаком отрывок из стихотворения “Однажды, в студеную зимнюю пору…”. Полный текст “Крестьянских детей” […]...
- Сочинение по повести Роальда Даля “Чарли и шоколадная фабрика” Жил-был мальчик Чарли. Рос он в очень бедной семье, недоедал и недопивал. Больше всего он любил шоколад, который мог пробовать только один раз в год, в день своего рождения. А еще имел мечту – побывать на шоколадной фабрике, которая находилась недалеко от его дома. И вот однажды ему по-настоящему повезло: Чарли стал одним из пяти […]...
- Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича Чичиковская шкатулка – “небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы”, – так подробно описанная Н. В. Гоголем, вызывает у В. Набокова мысль, что “Гоголь описывает вовсе не внутренность шкатулки, а круг ада и точную модель округлой чичиковской души (внутренности Чичикова разнимаются под яркой лампой вивисектора)”. При этом В. Набоков ссылается на А. […]...
- Соединение русского символизма и греческой традиции в произведениях Вячеслава Ивановича Иванова Он родился в Москве в 1866 г., в семье мелкого чиновника. Изучал античную литературу и историю, частично под руководством Моммзена, и опубликовал диссертацию об объединениях откупщиков в Древнем Риме. Долгое время жил за границей, не поддерживая никаких связей с русской литературной жизнью. Из всех современных авторов влияние на него оказали только Ницше и Соловьев. Но […]...
- “Донские рассказы” М. Шолохова Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов – не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м […]...
- Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля Первым словарем, представляющим не только книжную, но и разговорную лексику, был Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. Словарь неоднократно переиздавался. В начале XX в. вышло 3-е издание словаря под редакцией проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ, который добавил в словарь современную лексику, в том числе вульгарно-бранную. Словарь В. И. Даля включает книжные слова, […]...