Комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”
Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени
6.4. Комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”
В 1665 г. создается новая комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”. Мольер обращается к опыту Тирсо де Молины, создавшем произведение по легендам о доне Хуане, прекрасном, но коварном любовнике.
Новаторство Мольера заключается в том, что драматург не рассматривает религиозный аспект как Тирсо де Молина. Дон Жуан Мольера – светский человек. В образе подобного героя Мольер изображает и изобличает природу зла через раскрываемые
В создании внутреннего конфликта Мольер в большей степени, чем в пьесе “Тартюф”, усложнил образа героя. Изменения Тартюфа были лишь условными. Тогда как в новой пьесе перед нами прежде всего развивающийся герой, движущийся герой.
Дон Жуан предстает сначала просто распутником, безнравственным человеком, в конце комедии перед нами появляется лицемер, “не верящий ни в Бога, ни в черта, вообще ни во что”. С каждым своим поступком герой в нравственном отношении падает все ниже и ниже: не признает никакие этические принципы,
Герой Мольера воплощает в себе противоречивую философию времени: с одной стороны, это величественная возможность человека познать беспредельность мира, дерзость и смелость в подобном устремлении; с другой – ограниченность и узость мысли, настоящая глупость, неразумность, леность и недальновидность отдельной личности.
Сложность создания образа в лице Дон Жуана проявилась в неоднозначности изображения внутренней природы героя. Дон Жуан не просто порочный соблазнитель и негодяй, герой многообразен. Мольер подчеркивает в образе Дон Жуана трагическую опустошенность человеческой природы. Крайний индивидуализм приводит героя к бессмысленности жизни.
Все человеческие чувства – любовь прежде всего, милосердие, совесть, страдания, сопереживания – Дон Жуан отвергает, не понимает и не принимает такие проявления в людях.
Герой Мольера принимает за истину одну выгоду в удовлетворении собственных наслаждений. Вступая во взаимоотношения с представителями различных слоев общества – дворянами, буржуазией, крестьянами, слугами, всегда и везде Дон Жуан остается верен себе: перед нами прежде всего глубокий эгоист. Во всех действиях Дон Жуан обнажает свою истинную сущность. Он воплощение антигуманной силы.
Поэтому смерть Дон Жуана является логическим разрешением конфликта в пьесе.
- Характеристика героев по произведению Мольера “ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ” &;#124; ДОН ЖУАН ДОН ЖУАН Дон Жуан – главный персонаж комедии, молодой весельчак и повеса, живущий по принципу “все дозволено”. Слуга Сганарель характеризует его следующим образом: “Мой господин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик”. (Пер. А. В. Федорова). Но Дон Жуан у Мольера – это не воплощение общечеловеческого […]...
- “Дон Жуан, или Каменный Гость”, анализ комедии Мольера Созданная в 1665 году Мольером комедия “Дон Жуан, или Каменный Гость” является классической художественной обработкой средневековой испанской легенды о распутнике по имени дон Хуан. В своей пьесе французский драматург провел беспощадный и одновременно объективный анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед. В интерпретации Мольера Дон Жуан становится не только вместилищем наиболее […]...
- Дон Жуан или каменный гость. Пьеса (Мольер Ж. Б.) Первое представление было дано в Париже на сцене театра Пале-Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Сганареля исполнял Мольер. Ввиду запрещения пьесы при жизни Мольера “Дон Жуан” напечатан не был. Впервые комедия была напечатана в 1682 году в Полном собрании сочинений Мольера, составленном Лагранжем и Вино. Любопытно отметить, что в амстердамском издании комедий (1675) “Дон Жуан” […]...
- Сатирическая комедия Мольера “Дон Жуан” Комедия “Дон Жуан” написана прозой. В основе ее лежит сюжет популярной народной легенды, герои носит испанское имя, но по существу – это французский аристократ, один из тех расфранченных молодчиков, которые, пользуясь сословными привилегиями, считали, что им все позволено. Тартюф был нарисован одной краской, он олицетворил всем поведением и обликом тот порок, против которого направлена комедия. […]...
- Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана Дон Жуан – испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: “..Дон Жуан – это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в […]...
- “Дон Жуан, или каменный гость” в интерпретации Мольера Сюжет очень популярен. Драму Тирсо де Молины переписывали сначала итальянцы: Джилиберто сделал из нее трагикомедию в 1653 году, Чиконыши – комедию-фарс в 1650-м. Парижанам нравятся бесцветные французские версии Вилье и Доримона, главным образом из-за сценических эффектов, которых требует пьеса: говорящая статуя, Дон Жуан, объятый пламенем и проваливающийся в преисподнюю. Мольер изначально движим финансовыми заботами, но […]...
- Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини “Севильский озорник, или Каменный гость” (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски – Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молини. Основное внимание он уделяет столкновенью между Доном Жуаном и его слугой […]...
- “Дон Жуан, или Каменный Гость” краткое содержание по действиям Действие I Сицилия. Слуга Дон Жуана, Сганарель, беседует с конюшим его жены, доньи Эльвиры, Гусманом. Он говорит, что женщина зря поехала вслед за Дон Жуаном. Гусман просит сказать, почему он так считает. Неужели Дон Жуан перестал любить свою жену? Сганарель характеризует своего хозяина, как чудовище, которое ради обладания женщиной готово пойти на все – в […]...
- Дон Жуан, или Каменный гость ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Мольер (Molière) Дон Жуан, или Каменный гость (Don Juan, ou le Festin de Pierre) Комедия (1665) Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до […]...
- Краткое содержание “Дон Жуан или Каменный гость” Мольер Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор – а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и […]...
- “Дон Жуан, или Каменный гость” Мольера в кратком содержании Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор – а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и […]...
- История пьесы Каменный гость (Пушкин А. С.) Пьеса Пушкина написана на известный сюжет средневековых легенд, родоначальником литературной обработки которого был испанский драматург Тирсо де Молина (“Севильский озорник, или Каменный гость”). Впоследствии к этому сюжету обращались Ж. Б. Мольер (“Дон Жуан” или “Каменный пир”) и Д. Г. Байрон (“Дон Жуан”). Моцарт написал оперу “Дон Жуан” на либретто Лоренцо Да Понте. До сих пор […]...
- Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А. С. Пушкина “Каменный Гость” Цели: формировать представление о многогранности таланта А. С. Пушкина, углублять знания о драме как роде литературы; познакомить учащихся с легендой о Дон Жуане и помочь выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина; развивать навык монологической речи; формировать эстетическую восприимчивость, стимулировать интерес к изучению литературы; познакомить учащихся с музыкальной трактовкой образа (В. […]...
- Многосторонность комедийного образа Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.5. Многосторонность комедийного образа Мольер не упрощает образ своего героя. Драматург не отрицает и того, что Дон Жуан может обладать положительными качествами, насколько позволяет ему его привилегированное положение. Дон Жуан по-своему смел, внешне обаятелен, остроумен, образован. Чем больше у Дон Жуана внешне положительных черт, […]...
- “Каменный гость” в контексте мировой драмы Традиционные образы, сюжеты, мотивы возникают, как правило, большей частью в национальных фольклорах, историях, литературах. Многие из них переходят к другим литературам, приобретая при этом разных самобытных обновлений и интерпретаций на инонациональных основах. Наиболее распространенными есть античные, библейские, средневековые образы и мотивы, которые часто называют мировыми. Первым в литературе к этому известному фольклорному персонажу обратился испанский […]...
- Характеристика героев по произведению Байрона “ДОН ЖУАН” ДОН ЖУАН В поэме “Дон Жуан” Байрон в отличие от своих предшественников (Тирсо де Молина и Мольера, создавших в своих произведениях о Дон Жуане образ любовника-сердцееда) создал образ романтического героя, сочетающего в себе нравственные достоинства и беспринципность, внешнюю привлекательность и инфантильность, храбрость и карьеризм. Дон Жуан интересен окружающим, и представительницы слабого пола жаждут, чтобы он […]...
- Краткое изложение Александр Сергеевич Даргомыжский. Каменный гость КАМЕННЫЙ ГОСТЬ Опера в трех актах Текст А. С. Пушкина Действующие лица: Дон-Жуан Лепорелло Донна Анна Дон Карлос Лаура Монах 1-й гость 2-й гость Статуя командора Тенор Бас Сопрано Баритон Меццо сопрано Бас Тенор Бас Бас Действие происходит в Испании. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Мысль написать оперу на полный неизмененный текст пушкинского “Каменного гостя” (1830) возникла у […]...
- “Каменный гость”, анализ пьесы Пушкина История создания “Каменный гость” был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике “Сто Русских Литераторов”. Литературные источники Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон […]...
- ОБРАЗ ДОН ЖУАНА В КОМЕДИИ Ж. Б. МОЛЬЕРА “ДОН ЖУАН” Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец. У них разные лица, но одно имя – Знаменитое, Ставшее нарицательным имя Дон Жуана. Среди них откровенный циник, обманщик, злодей-насильник Дон Хуан Тирсо де Молина, Прототип […]...
- “Дон Жуан” Мольера. Образная система Дон Жуан, или Каменный пир (также в русских переводах часто встречается название Дон Жуан, или Каменный гость) – комедия в пяти актах Мольера, написанная в 1665 году. Впервые представлена 15 февраля 1665 г. в театре Пале-Рояль. “Дон Жуан, или Каменный гость” (1665) был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения “Тартюфа”. Мольер обратился […]...
- “Каменный гость” – перл создания Пушкина Для Белинского “Каменный гость” – “перл создания Пушкина”. Критик утверждал, что произведение это “в художественном отношении есть лучшее его создание”. И дело тут прежде всего “в дивной гармонии между идеей и формою”. Критик понимает и одобряет идею “Каменного гостя” и пушкинский идеал человека. Этот идеал был унаследован передовыми русскими писателями. Герцен, например, вслед за Пушкиным […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Дон-Жуан” Образ Дон-Жуана, созданный в мировой литературе, оставил читателям много загадок, над которыми бились великие умы современности. О том, кто же такой этот герой-любовник. И почему ему доставляло удовольствие покорять женские сердца, в своем цикле стихов “Дон-Жуан” в 1917 году решила поразмышлять и Марина Цветаева. Цикл включает в себя 7 произведений, который объединены общей темой. Поэтесса […]...
- Ложная антипатия (комедия Лашоссе) Ложная антипатия (комедия Лашоссе) 12 октября 1733г. в Париже была представлена комедия Пьера Клода Нивеля де Лашоссе “Ложная антипатия” (“La Fausse Antipathie”). Автор дебютировал этой пьесой на сцене. Это была трехактная комедия в стихах, в ней весьма определенно соблюдались правила классицизма. Но уже в этой первой пьесе проявились черты жанра, созданного Лашоссе – “слезной комедии”, […]...
- Плутни Скапена. Комедия (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано в Париже в театре Пале-Рояль 24 мая 1671 года. Роль Скапена исполнял Мольер. Первое издание вышло в 1671 году. Первые русские переводы: “Скапиновы обманы”, перевод Василия Теплова, 1752 (перевод издан не был; упоминание о нем имеется в “Реестре трагедиям и комедиям, которые на российском театре были уже представлены”, хранящемся в […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Дон-Жуан” Образ дона Жуана – испанского распутника – один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, – около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым […]...
- Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А. С. Пушкин. “Каменный гость”) Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию – явление Статуи и гибель героя, – Пушкин поставил себя в очень жесткие рамки литературных традиций. И он сознательно подчеркнул свою прямую зависимость от традиции, приведя в качестве эпиграфа цитату из либретто к опере Моцарта. В […]...
- Трагедия Каменный гость харатер образ Дон Жуана или Дон Гуан (Пушкин А. С.) В двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях, которые подчиняют себе человека. Пушкинские герои-“поэты страстей”, они предаются им со всем жаром души. В том же ряду стоит и третья трагедия – “Каменный гость”, где предметом художественного исследования стала любовь. Для “Каменного гостя” Пушкин избрал сюжет древних испанских легенд и их знаменитого героя. Дон […]...
- Анализ второй и четвертой сцен поэмы “Каменный гость” Перекличка второй и четвертой сцен, которые повтором ситуации, напряженным взаимоосвещением образуют один из важнейших аспектов смысла “Каменного гостя”. Исследователи (Б. П. Городецкий, Д. Л. Устюжанин и многие другие) отмечают контрастность сцен, но смысловые контрасты возникают на общей структурной основе. Увлеченный Лаурой, Дон Карлос гибнет в ее комнате от руки Дон Гуана. Влюбленный Дон Гуан гибнет […]...
- Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма Ни один из периодов развития искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней. Одно из свидетельств живого значения классицизма в литературе – творчество Мольера. Жан Батист Поклен (Мольер – его литературный и сценический псевдоним) прожил очень недолгую жизнь, но навеки вошел в историю искусства. Имя Мольера по праву может быть названо в […]...
- Роль фантастического в трагедии А. С. Пушкина “Каменный гость” Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам – урок. Народная поговорка В основу трагедии Пушкина “Каменный гость” лег распространенный народный сюжет о Доне Гуане, который и раньше использовался в литературе многими поэтами и писателями. В этом произведении поэт рассказывает нам о человеке, противопоставившем свой эгоизм целому миру. Уверенный в своей безнаказанности, Дон Гуан […]...
- Жан-Батист Мольер и его комедия “Тартюф, или Обманщик” Жан-Батист Мольер жил во Франции в XVII веке. Он писал веселые комедии, и я хочу рассказать о его комедии “Тартюф”. В это время во Франции вся литература делилась на литературу для людей знатных и простых. Для знатных людей писали трагедии, в которых рассказывалось о знаменитых королях древних времен и их подвигах. А для простых людей […]...
- Каменный гость ДРАМАТУРГИЯ МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ Краткое содержание: Каменный гость Сцена 1 Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за […]...
- Тартюф или обманщик комедия. (Мольер Ж. Б.) Первая (трехактная) редакция комедии была представлена в придворном театре в Версале 12 мая 1664 года; вторая, под названием “Обманщик”, в театре Пале-Рояль 5 августа 1667 года; третья, окончательная,- там же, 5 февраля 1669 года. Роль Оргона играл Мольер. Комедия была впервые напечатана в 1669 году. На русский язык переведена в 1757 году: “Тартюф, или Лицемер”. […]...
- Мещанин во дворянстве. Комедия Комментарии (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру,- высмеять турецкие церемонии. Оскорбленный фразой турецкого посла, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из […]...
- Мнимый больной. Комедия (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано не при дворе, как предполагалось первоначально, а в театре Пале-Рояль 10 февраля 1673 года. Роль Аргана исполнял Мольер. Через несколько часов после четвертого представления этой комедии, 17 февраля 1673 года, Мольер скончался. Первое издание комедии вышло в 1673 году. Первые русские переводы: “Больным быть думающий”, СПб., 1743. “Мнимый больной” (переделка […]...
- Сочинение анализ финала поэмы А. С. Пушкина “Каменный гость” Развертывание действия четвертой сцены свидетельствует об активности и настойчивости Дон Гуана. Но оно же своим прерывистым характером, убыванием объема реплик ассоциирует с образом сужающегося пространства, возникающего в чередовании сцен, и ускоряющегося времени, влекущего под уклон героя. В первой реплике Дон Гуан как бы пытается удержаться на патетической благодарности, но влечение берет верх: снова появляется фамильярное […]...
- Севильский озорник, или Каменный гость ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тирсо де Молина (Tirso de Molina) Севильский озорник, или Каменный гость (El Burlador de Sevilla у Convivado de Piedra) Драма (предположительно 1616, опубл. 1930) Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабелы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливаетее. Изабела вдруг понимает, […]...
- Каменный гость краткое содержание Пушкин А. С. Каменный гость Трагедия (1830) У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. […]...
- Краткое изложение Каменный гость А. С. Пушкин А. С. Пушкин Каменный гость У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, […]...
- Дон Жуан не соблазнитель – что это такое? Очевидно, речь пойдет уже не о постановке, не об интерпретации, по об идеологии. Лишить Дон Жуана его обличья соблазнителя – мысль, бесспорно, смелая, но она прежде всего означает извратить самую суть персонажа, отняв у него то, ради чего он и был создан. Дон Жуан не соблазнитель – что это такое? Предположим – и предположение это […]...