Роль фантастического в трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»
Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам — урок.
Народная поговорка
В основу трагедии Пушкина «Каменный гость» лег распространенный народный сюжет о Доне Гуане, который и раньше использовался в литературе многими поэтами и писателями.
В этом произведении поэт рассказывает нам о человеке, противопоставившем свой эгоизм целому миру. Уверенный в своей безнаказанности, Дон Гуан своими безнравственными поступками не только приносит людям несчастья, но и становится причиной их гибели. Так, с первых страниц мы узнаем
Главный герой сознательно попирает общечеловеческие моральные законы, чтобы ощутить и утвердить свою власть и волю, но заходит в этом так далеко, что даже собственный слуга Лепорелло называет его «бессовестным». Свои индивидуалистические желания Дон Гуан противопоставляет Божьей воле, потому что для него ничего не значат жизнь и убеждения других людей. Не случайно, увидев Дона Карлоса, он тут же, при мертвом, объясняется в любви юной Лауре.
Да
Беспечный ловелас постоянно на наших глазах шутит со смертью, но Пушкин, вводя элементы фантастики, утверждает, что никто не может посмеяться над законами судьбы — непостижимыми и неподвластными воле одного человека. Самонадеянный Дон Гуан не хочет понять грозного предостережения, когда статуя Командора на кладбище согласно кивнула ему в ответ на предложение прийти вечером и стать свидетелем того, как будет соблазнена добродетельная вдова — жена покойного Дона Альвара. Не придавая значения своему испугу, он продолжает свою опасную игру. Самолюбие этого человека не будет удовлетворено в полной мере, если Донна Анна полюбит его под вымышленным именем, которое он ей назвал на кладбище.
Поэтому Дон Гуан не только приходит ночью к вдове, но и открывается ей, что он — убийца ее мужа. Стремясь соблазнить женщину, он уверяет, что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком:
… Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.
И все же Судьба наказывает уже уверенного в победе Дона Гуана. В назначенный час является статуя Командора, и от ее рукопожатия соблазнитель погибает. Так с помощью фантастического образа А. С. Пушкин провозглашает непреложность нравственных законов, которые не могут быть отменены в угоду эгоистическим желаниям одного человека.
- «ИМПРОВИЗАТОР ЛЮБОВНОЙ ПЕСНИ» (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость») Трагедия «Каменный гость» — художест- венная версия популярной легенды, к кото- рой обращались многие известные писатели. Произведение настолько тонкопсихологичное и насыщено философскими смыслами та- кой глубины, что Белинский назвал траге- дию «без всякого сравнения, лучшим и выс- шим в художественном отношении создани- ем ПушкинА». Эпоха позднего средневековья: человек стал главенствующей ценностью. Можно бы- ло раскрепоститься, […]...
- Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А. С. Пушкина «Каменный Гость» Цели: формировать представление о многогранности таланта А. С. Пушкина, углублять знания о драме как роде литературы; познакомить учащихся с легендой о Дон Жуане и помочь выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина; развивать навык монологической речи; формировать эстетическую восприимчивость, стимулировать интерес к изучению литературы; познакомить учащихся с музыкальной трактовкой образа (В. […]...
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина История создания «Каменный гость» был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов». Литературные источники Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон […]...
- Краткое содержание произведения «Каменный гость» Пушкина А. С. по главам (сценам) Сцена 1 Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за то, что в поединке убил Командора, ему […]...
- «Каменный гость» краткое содержание по сценам пьесы Пушкина Сцена 1 У ворот Мадрита испанский гранд Дон Гуан беседует со своим слугою Лепорелло. Дон Гуан был изгнан королем из Мадрита в ссылку, потому что ему угрожала семья убитого на дуэли, а король хотел оградить своего любимца. Но Дон Гуан самовольно вернулся из ссылки, так как в ссылке ему было скучно. Особенно огорчали его женщины, […]...
- Каменный гость ДРАМАТУРГИЯ МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ Краткое содержание: Каменный гость Сцена 1 Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за […]...
- Каменный гость краткое содержание Пушкин А. С. Каменный гость Трагедия (1830) У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. […]...
- Краткое содержание «Каменный гость» Пушкин У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его […]...
- Краткое изложение Каменный гость А. С. Пушкин А. С. Пушкин Каменный гость У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, […]...
- Краткое содержание Каменный гость в сокращении (Пушкин А. С.) Дон Гуан со своим слугой Лепорелло сидят у ворот Мадрита. Они ждут наступления ночи, чтобы войти под ее покровом в город. Дон Гуан настолько беспечен, что он полагает, что ночью в городе его не узнают, однако Лепорелло обладает более трезвым умом, он по этому поводу настроен саркастически. Однако как бы то ни было, никакая опасность […]...
- Сочинение анализ финала поэмы А. С. Пушкина «Каменный гость» Развертывание действия четвертой сцены свидетельствует об активности и настойчивости Дон Гуана. Но оно же своим прерывистым характером, убыванием объема реплик ассоциирует с образом сужающегося пространства, возникающего в чередовании сцен, и ускоряющегося времени, влекущего под уклон героя. В первой реплике Дон Гуан как бы пытается удержаться на патетической благодарности, но влечение берет верх: снова появляется фамильярное […]...
- Образ Дона Гуана в поэме «Каменный гость» Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое […]...
- Трагедия Каменный гость харатер образ Дон Жуана или Дон Гуан (Пушкин А. С.) В двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях, которые подчиняют себе человека. Пушкинские герои-«поэты страстей», они предаются им со всем жаром души. В том же ряду стоит и третья трагедия — «Каменный гость», где предметом художественного исследования стала любовь. Для «Каменного гостя» Пушкин избрал сюжет древних испанских легенд и их знаменитого героя. Дон […]...
- «Каменный гость» — перл создания Пушкина Для Белинского «Каменный гость» — «перл создания Пушкина». Критик утверждал, что произведение это «в художественном отношении есть лучшее его создание». И дело тут прежде всего «в дивной гармонии между идеей и формою». Критик понимает и одобряет идею «Каменного гостя» и пушкинский идеал человека. Этот идеал был унаследован передовыми русскими писателями. Герцен, например, вслед за Пушкиным […]...
- «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. — А. С. Пушкин. «Каменный гость».) В исследованиях, посвященных «Каменному гостю», на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи. Но в этом приглашении — лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной всех его поступков. Дон Гуан непрерывно ведет любовную игру на грани жизни и смерти, игру, […]...
- Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века. — А. С. Пушкин. «Каменный гость») Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию — явление Статуи и гибель героя, — Пушкин поставил себя в очень жесткие рамки литературных традиций. И он сознательно подчеркнул свою прямую зависимость от традиции, приведя в качестве эпиграфа цитату из либретто к опере Моцарта. В […]...
- Анализ второй и четвертой сцен поэмы «Каменный гость» Перекличка второй и четвертой сцен, которые повтором ситуации, напряженным взаимоосвещением образуют один из важнейших аспектов смысла «Каменного гостя». Исследователи (Б. П. Городецкий, Д. Л. Устюжанин и многие другие) отмечают контрастность сцен, но смысловые контрасты возникают на общей структурной основе. Увлеченный Лаурой, Дон Карлос гибнет в ее комнате от руки Дон Гуана. Влюбленный Дон Гуан гибнет […]...
- История пьесы Каменный гость (Пушкин А. С.) Пьеса Пушкина написана на известный сюжет средневековых легенд, родоначальником литературной обработки которого был испанский драматург Тирсо де Молина («Севильский озорник, или Каменный гость»). Впоследствии к этому сюжету обращались Ж. Б. Мольер («Дон Жуан» или «Каменный пир») и Д. Г. Байрон («Дон Жуан»). Моцарт написал оперу «Дон Жуан» на либретто Лоренцо Да Понте. До сих пор […]...
- Севильский озорник, или Каменный гость ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тирсо де Молина (Tirso de Molina) Севильский озорник, или Каменный гость (El Burlador de Sevilla у Convivado de Piedra) Драма (предположительно 1616, опубл. 1930) Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабелы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливаетее. Изабела вдруг понимает, […]...
- Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «..Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в […]...
- Краткое содержание «Севильский озорник или Каменный гость» Молина Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает ее. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Октавьо, и зовет на помощь. На шум приходит Король Неаполитанский и приказывает страже схватить дона Хуана и Изабеллу. Он поручает […]...
- «Каменный гость» в контексте мировой драмы Традиционные образы, сюжеты, мотивы возникают, как правило, большей частью в национальных фольклорах, историях, литературах. Многие из них переходят к другим литературам, приобретая при этом разных самобытных обновлений и интерпретаций на инонациональных основах. Наиболее распространенными есть античные, библейские, средневековые образы и мотивы, которые часто называют мировыми. Первым в литературе к этому известному фольклорному персонажу обратился испанский […]...
- Дон Жуан, или Каменный гость ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Мольер (Molière) Дон Жуан, или Каменный гость (Don Juan, ou le Festin de Pierre) Комедия (1665) Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до […]...
- «Дон Жуан, или Каменный Гость» краткое содержание по действиям Действие I Сицилия. Слуга Дон Жуана, Сганарель, беседует с конюшим его жены, доньи Эльвиры, Гусманом. Он говорит, что женщина зря поехала вслед за Дон Жуаном. Гусман просит сказать, почему он так считает. Неужели Дон Жуан перестал любить свою жену? Сганарель характеризует своего хозяина, как чудовище, которое ради обладания женщиной готово пойти на все — в […]...
- Краткое содержание «Дон Жуан или Каменный гость» Мольер Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и […]...
- Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» В 1665 г. создается новая комедия «Дон Жуан, или Каменный гость». Мольер обращается к опыту Тирсо де Молины, создавшем произведение по легендам о доне Хуане, прекрасном, но коварном любовнике. Новаторство Мольера заключается в том, что драматург не […]...
- «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера в кратком содержании Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его нимало не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор — а чего беспокоиться, если Дон Жуан убил его в честном поединке и […]...
- Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски — Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молини. Основное внимание он уделяет столкновенью между Доном Жуаном и его слугой […]...
- «Дон Жуан, или каменный гость» в интерпретации Мольера Сюжет очень популярен. Драму Тирсо де Молины переписывали сначала итальянцы: Джилиберто сделал из нее трагикомедию в 1653 году, Чиконыши — комедию-фарс в 1650-м. Парижанам нравятся бесцветные французские версии Вилье и Доримона, главным образом из-за сценических эффектов, которых требует пьеса: говорящая статуя, Дон Жуан, объятый пламенем и проваливающийся в преисподнюю. Мольер изначально движим финансовыми заботами, но […]...
- Дон Жуан или каменный гость. Пьеса (Мольер Ж. Б.) Первое представление было дано в Париже на сцене театра Пале-Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Сганареля исполнял Мольер. Ввиду запрещения пьесы при жизни Мольера «Дон Жуан» напечатан не был. Впервые комедия была напечатана в 1682 году в Полном собрании сочинений Мольера, составленном Лагранжем и Вино. Любопытно отметить, что в амстердамском издании комедий (1675) «Дон Жуан» […]...
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера Созданная в 1665 году Мольером комедия «Дон Жуан, или Каменный Гость» является классической художественной обработкой средневековой испанской легенды о распутнике по имени дон Хуан. В своей пьесе французский драматург провел беспощадный и одновременно объективный анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед. В интерпретации Мольера Дон Жуан становится не только вместилищем наиболее […]...
- Краткое изложение Александр Сергеевич Даргомыжский. Каменный гость КАМЕННЫЙ ГОСТЬ Опера в трех актах Текст А. С. Пушкина Действующие лица: Дон-Жуан Лепорелло Донна Анна Дон Карлос Лаура Монах 1-й гость 2-й гость Статуя командора Тенор Бас Сопрано Баритон Меццо сопрано Бас Тенор Бас Бас Действие происходит в Испании. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Мысль написать оперу на полный неизмененный текст пушкинского «Каменного гостя» (1830) возникла у […]...
- Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов» Александра Пушкина Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии «Борис Годунов» он воссоздал «минувший век во всей его истине». Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы… Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами. Борис Годунов описан Пушкиным […]...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма […]...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний […]...
- Характеристика героев по произведению Мольера «ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» &;#124; ДОН ЖУАН ДОН ЖУАН Дон Жуан — главный персонаж комедии, молодой весельчак и повеса, живущий по принципу «все дозволено». Слуга Сганарель характеризует его следующим образом: «Мой господин Дон Жуан — величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик». (Пер. А. В. Федорова). Но Дон Жуан у Мольера — это не воплощение общечеловеческого […]...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма […]...
- Роль и истоки фантастического в сюжете повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» В основе повести Гоголя «Ночь перед рождеством» лежит малорусская сказка о кузнеце и черте — «Кузнец». Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец — главные действующие лица «Кузнеца». Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается. В финале […]...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма […]...
- Идейно-художественное своеобразие цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А. С «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете «Пира во время чумы»). Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако, здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что это «Сцена из Ченстоновой трагикомедии». […]...