Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма
Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историческую атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетичный вкус.
Оборудование: портреты Людовика ХIII и Людовика ХI, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников ХVII ст. с изображениями Версаля и представителей знати.
Тип урока: проблемный урок с элементами
Ход урока.
I. ОБъявление Результатов Тематической Аттестации № 1.
АНализ типичных ошибок.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов-идеалистов. Но не все мыслители и художники конца XVI – начала XVII ст. тяготели к стилю барокко, т. е. концентрировали свое внимание на сложности, парадоксальности, неуверенности бытия. Вместе с тем с иррациональным барочным сознанием, которое утверждает, что “Жизнь – это сон”, возникает принципиально новая – рациональная,
Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попробуем выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.
III. РАбота над темой урока.
Учитель. Классицизм – это художественная система, которая властвовала не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII ст. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма.
Целиком закономерными являются вопросы: “Почему именно Франция, а не Германия или Италия?” Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.
Сообщение учеников по опережающей задаче.
Ситуация во Франции в XVII ст.
В XVII ст. во Франции сложилась особая форма правления – абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку – королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломано сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.
Творцом французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика ХIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как Древний Рим эпохи Августа, Ришелье опекался искусством. Он основал Французскую академию, через которую влиял на творчество писателей.
Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.
После смерти Ришелье (в 1642 году) и короля Людовика XIII (в 1643 году) дворянство попробовало отобрать власть у малолетнего короля Людовика ХI, которому к тому времени исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. В 1661 году двадцатилетний король приступил к правлению. Людовик ХI (1638-1715), которого называли “Король-Солнце”, превратил Францию в мощнейшее государство Европы.
Король-Солнце с политической целью использовал имидж открытого, жизнерадостного и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Тем не менее, на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывшем мятеже.
Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных – потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов.
Знатные люди Германии, России, других государств Европы старались подражать обычаям, модам, роскоши Парижа. В нововыстроенном Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика ХI был театр.
Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло высочайшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.
Беседа с обобщением прослушанной информации
Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти).
Запись в тетради.
Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.
Абсолютизм – государственная власть принадлежит монарху.
Главные политические деятели Франции XVII ст.: кардинал Ришелье, Людовик ХI (“Король-Солнце”) – “Государство – это я!”.
Причина возникновения классицизма – укрепление монархизма в государстве.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – начала ХIХ ст., для которого характерными являются гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Учитель. Из искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой ума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценилось, прежде всего, чувство.
В этом и заключаются отличия в наследовании и возрождении античного искусства в разные времена. Классицисты считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно будет следовать им, у него выйдет совершенное художественное произведение. Кроме того, классицизм – стиль в искусстве, который требует соблюдения наиболее строгой дисциплины формы и содержания.
Французского писателя Никола Буало считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате “Поэтическое искусство” он вывел правила классицизма.
Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.
Критерии совершенного искусства – ум, логика, правила.
Правила классицизма:
1) Изображение героев положительных (образец для наследования) или отрицательных (моральный урок читателям).
2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).
3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, обязанность, храбрость, лицемерие, жадность и т. п.).
4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (ума) – ум побеждает.
5) литературные жанры делились на “высокие” (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавый, торжественный язык), “средние” (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительный язык), “низкие” (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).
IV. Рефлексия.
1. Работа в парах.
Сформулировать ответ на вопрос: “Каким должно быть художественное произведение согласно правилам классицизма?”. (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста – путь к совершенству и эстетичному совершенству).
2. “Микрофон”.
Продолжите предложение: “Сегодня на уроке я узнал (пришел в изумление, ощутил, представил)…”.
V. ДОмашняя задача.
Найти в словарях и выписать в тетради значения таких понятий: “трагедия”, “трагикомедия”, “драма”; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.