Литература классицизма оправдывала свой статус «образцового» искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и «образцового героя классицизма», который был примером для подражания жителям государства. Поскольку в произведениях классицистов (прежде всего трагедия) обычно действовали античные персонажи или выдающиеся исторические личности (изображать простых людей в высших жанрах запрещалось), то такие образцы адресовали, прежде всего, шляхте, придворным и самому королю.
Правда, разрешалось изображать и людей незнатного состояния, например мещан, буржуа (как господина Журдена из «Мещанина во дворянстве» Мольера), но они обычно высмеивались, то есть были персонажами комедий. Итак, «высшие» жанры предназначались высшим общественным сословиям (дворянам), а низшие — общественным низам (мещанам и крестьянам). Так формировалась удобная для господствующих классов схема: высокие порывы и черты присущие высоким классам нижи классы, заслуживают только высмеивание, изображение лишь в низших жанрах.
Отсюда становится понятным, что Мольер смело, нарушил это правило Классицизма, изобразив в «Мещанина во дворянстве» дворян Доранта и Доримену не как внутренне благородных людей, а как раз наоборот.
Получалось, что литература классицизма в определенной мере последовала сословной монархии, известной Европе еще со времен средневековья. Тогда говорили, что все общество делится на три сословия: на тех, кто воюет (дворянство, шляхта), тех, кто молится (священнослужители), и тех, кто обрабатывает землю (крестьяне). Первых можно было изображать в трагедиях, третьих — в комедиях, а вторых — лучше было вообще не трогать.
Мольер и тут рискнул, изобразив лукавство и коварного «священника» в своей комедии «Тартюф». Произведение немедленно запретили, а когда Мольер умер, то за оскорбление церкви его даже отказывались похоронить по христианскому обряду.
Пытаясь дать рациональный, упорядоченный анализ человеческой психики, классицизм выделял какую-то одну основную черту в человеческом характере. Ударение на такие черты создавало односторонне-целостный характер, такую личность литературного героя, «чтобы от начала и до-конца он имел целостную удачу, /Ему лишь одному присущую и ему соответствующею» (Гораций, «Послание к Пизонам»). Конечно, Герой классицизма как носитель одних доминирующих черт характера или страсти не является изобретением классицистов, а существовал он еще со времен античности (следовательно, и в этом классицисты подражали древним).
Поэтому персонажи произведений классицистов обычно наделены лишь одной-двумя чертами. Положительные, хорошие черты — честность, благородство, верность, деловитость, мужество, талантливость — присущи изображенным Героям античной и национальной истории, только представителям господствующей, управляющей верхушки. Негативные черты — лень, хитрость, коварство, скудоумие, — присущи преимущественно только выходцам из социальных низов.
И это есть та самая главная несправедливость классицизма, неуважение трудящегося народа и восхваление управляющего класса.
- Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма Ни один из периодов развития искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней. Одно из свидетельств живого значения классицизма в литературе — творчество Мольера. Жан Батист Поклен (Мольер — его литературный и сценический псевдоним) прожил очень недолгую жизнь, но навеки вошел в историю искусства. Имя Мольера по праву может быть названо в ... Читать далее...
- Эстетические принципы классицизма < p>Классицизм — направление в культуре Европы. Сформировался в XVII веке во Франции, а в XVIII веке распространился по европейским странам. Продолжал традиции эпохи Возрождения, но взгляды на гармоничное соединение человеческого разума и чувств были изменены. Классицизм провозгласил абсолютный культ разума, именно человеческого разума. < p>Черты классицизма в культуре: < p>- Обращение к формам античного ... Читать далее...
- Эстетическая программа классицизма Как говорилось, Эстетическая программа классицизма — наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения? Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою Эстетическую программу они ... Читать далее...
- Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историческую атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетичный вкус. Оборудование: портреты Людовика ХIII и Людовика ХI, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников ХVII ст. с изображениями Версаля и ... Читать далее...
- Отличие романтизма от классицизма Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье они обычно обходили вниманием, а против барокко выступали открыто. Средневековье воспринималось ими как эпоха сплошного варварства. Причем варварским они считали и фольклор своих собственных народов: ... Читать далее...
- Искусство классицизма Искусство классицизма возникает во Франции — в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство — это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству. Человеку предъявляются очень ... Читать далее...
- Становление классицизма во Франции Параллельно с рационализмом во Франции XVII в. получила развитие и материалистическая философия, правда в своей особой форме. Она в гораздо большей степени, чем рационализм, обнаруживает связь с философией Ренессанса. Главным ее представителем был Пьер Гассенди (1592-1655), философ, физик и астроном, читавший лекции во многих университетах и коллежах. Выступая против аскетической церковной морали, Гассенди считал, что ... Читать далее...
- Требования теоретиков классицизма Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов, сонетов, эпиграмм, элегий. Но даже в самых лиричных своих произведениях поэт-теоретик не изменяет строгой холодной рассудочности. Поэт считал, что в произведении не место субъективному началу, ... Читать далее...
- Теория жанров в искусстве классицизма Большое внимание уделяли классицисты теории жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, ... Читать далее...
- Комедия как жанр классицизма Истоки Европейской комедии тянутся с античности. Именно в Древней Греции дважды в году на праздники, посвященные богу виноделия Дионису, устраивались шествия людей, одетых в шкуры домашних животных. Позже популярными стали театральные состязания, на которых венок победителя украшал голову автора лучшей трагедии и лучшей комедии. Победителя определяли сами зрители. Трагедия, Комедия и появившаяся позже драма — ... Читать далее...
- Исторические и философские предпосылки классицизма Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.1. Исторические и философские предпосылки классицизма Развитие французской литературы начала 17-го столетия неразрывно связано с происходящими событиями Франции и Европы данного времени. Тому способствовали следующие этапы: 1) на зарождение литературы, ее новой идеологии влияла историкополитическая ситуация. Во-первых, это разрушение феодальных порядков и усиление роли буржуа, укрепление абсолютизма (роль кардиналов ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма. Классицизм — это явление общеевропейского масштаба, хотя, конечно, в каждой национальной Литературе он проявлялся и развивался по — своему. Возник классицизм в Италии, наибольшее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направлением. Как художественное направление в литературе и ... Читать далее...
- Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма Большой заслугой классицистов явились их положения о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он — властелин ее, она — его раба. Полезной стороной классицизма для дальнейшего развития ... Читать далее...
- Определение классицизма Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры — ... Читать далее...
- Какие черты классицизма проявляются в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Какие черты классицизма проявляются в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? К какому стилю относил следующие жанры М. В. Ломоносов? Эпиграмма а. Низкий Трагедия б. Средний Басня в. Высокий Комедия Дружеское послание Ода Кто автор этих произведений? «Ода на взятие Хотина» «Властителям и судьям» «Телимахида» а. М. В. Ломоносов б. А. Д. Кантемир в. Г. Р. ... Читать далее...
- Недоросль как комедия классицизма Успех комедии «Недоросль» был предопределен идейной атмосферой самой эпохи, потребностью качественного отечественного репертуара в становлении русского театра. Но что позволяет ему выходить за рамки только своего времени, быть актуальным и сейчас? Означает ли это, что, как талантливый художник, Фонвизин вышел за рамки литературной традиции своего времени и сделал следующий шаг в изображении человека, который является ... Читать далее...
- Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств, а в некоторых странах сохранял свои позиции вплоть до начала ХIХ ст. Однако формирование классицизма началось еще в XVI ст. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли принципы средневековой драмы и поставили перед собой цель возродить традиции античного ... Читать далее...
- Традиции классицизма в пушкинской поэзии разных лет Поэзия А. С. Пушкина — явление поистине уникальное. По глубине философской мысли, виртуозности языка, количеству поднятых тем она по праву занимает место в ряду гениальнейших творений мировых художников слова. Поэтическое творчество Пушкина — это синтез достижений его предшественников, развитых и переосмысленных самим поэтом. Так, широко известно, что в поэзия Пушкина, в зависимости от преобладающего в ... Читать далее...
- Представители классицизма, определение В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художественных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждого литературного направления лежит определенный художественный метод — наиболее общие принципы отбора, оценки ... Читать далее...
- Внутреннее противоречие классицизма Шиллера Понимание классицизма получило выражение в теоретических сочинениях Шиллера еще до того, как он и Гете сформулировали свое понимание классицизма. Но только в свете этих идей раскрывается истинное содержание классицизма Шиллера. Его отказ от изображения повседневности, от художественного отражения того, что он называл мелочами быта, был по существу отказом от изображения человека как частного лица, от ... Читать далее...
- ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА Классицизм начинает формироваться во Франции в конце XVI века. Начало его становления связано с именем поэта Малерба, писавшего высокие оды. Наиболее совершенное художественное выражение он получил в творчестве Корнеля, Расина, Лафонтена и Мольера. Особенности художественной системы классицизма нашли отображение и в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». В первую очередь, необходимо ... Читать далее...
- Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романович Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деятеле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был ... Читать далее...
- Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования ... Читать далее...
- Грибоедов. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? А. С. Грибоедов 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г. Изображение действительности в формах жизни д. Историзм изображения действительности е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии «Горе от ума»: а. Свободолюбивый герой и ... Читать далее...
- Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль» Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках ... Читать далее...
- Ода — программное произведение классицизма Классицизм — глубоко прогрессивное направление в искусстве. Пафос классицизма — прославление общегосударственных, общенациональных идей, событий, героев. Оды, как и многие другие стихи Ломоносова, создавались «на случай». Они писались обычно в связи с различными знаменательными событиями в жизни русского государства, приурочивались к дням восшествия на престол Елизаветы, Екатерины II и к другим официальным придворным торжествам. Но ... Читать далее...
- План и ответы к теме по литературе: Мой любимый мифологический герой Подвиги Геракла. Выполняя волю богов, Геракл за приказами царя Еврисфея совершил двенадцать подвигов, которые были бы не по силам никому из людей. Совершив эти подвиги, герой убивал зверей, которые вредили людям. Тяжелейший подвиг Геракла. (Тяжелейшим подвигом Геракла был последний, двенадцатый. Герою пришлось искать яблока Гесперид. Встреча с Атлантом. Ища сады с золотыми яблоками, Геракл встретил ... Читать далее...
- Черты классицизма в поэзии Гавриила Романовича Державина В истории русской литературы восемнадцатого века Гавриил Роман (бессмертное произведение)ович Державин занимает особое место. Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической летописью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у ... Читать далее...
- Сочинение: Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов) Вопрос экзаменационного билета (билет № 2, вопрос 1) По творчеству Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романович Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом ... Читать далее...
- Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, романтизм по прямой ничего не делит. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир ... Читать далее...
- Характеристика классицизма как литературного направления, черты русского классицизма Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. ... Читать далее...
- Жанровые особенности оды (Ломоносов М. В.) Ода была, как мы знаем, одним из основных поэтических жанров классицизма. Ломоносов вводил в русскую поэзию XVIII века жанр торжественной оды, видоизменив ее соответственно своему пониманию задач поэзии. Его ода не прославляла какое-либо определенное событие, это была стихотворная ораторская речь, в которой давалась широкая программа преобразования страны. Ода Ломоносова являлась выражением национального самосознания русского народа, ... Читать далее...
- Краткое описание русского классицизма Существенные преобразования в экономической, политической и культурной жизни, происшедшие в России в конце XVII — и в особенности в первые десятилетия XVIII в., связанные с грандиозным историческим процессом образования русской нации, поставили перед отечественной общественной мыслью — и тем самым перед художественной литературой — ряд неотложных задач. Нужно было осознать происшедшие перемены и, осмыслив, отобразить ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» первый «аналитический» роман в русской литературе Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, ибо время, когда живет Лермонтов, — это время глубоких общественных потрясений и разочарований, вызванных неудавшимся ... Читать далее...
- Исторические моменты развития классицизма во Франции XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция — самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. В литературе становление классицистического направления связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и ... Читать далее...
- Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова «Улетающий Монахов» Сам Андрей Битов назвал свое произведение «роман-пунктир». В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его «романы», то есть — любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини. Но нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый автором, сначала — от института, ... Читать далее...
- Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: ... Читать далее...
- Классицизм в литературе Обращали ли вы когда-нибудь внимание, насколько разным временем бывают родные братья и сестры, пусть даже близнецы? А, казалось бы, где тем отличиям взяться? Родители у них одни, время и место жизни — тоже, даже одежда и еда одинаковы, но, несмотря на все, это различие между ними иногда просто удивляют. К тому же часто между ними ... Читать далее...
- Босяк — новый герой в русской литературе (По произведениям М. Горького) В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания ... Читать далее...
- Направления в русской литературе В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности. Черты классицизма: Классицизм (от лат. «образец») — художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Писатели-классицисты целью литературы считали — воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед ... Читать далее...
Герой в литературе классицизма