Эстетическая программа классицизма
Как говорилось, Эстетическая программа классицизма — наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения?
Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою Эстетическую программу они не смогли, а воплотить ее в жизнь именно классицисты.
Поэтому
Причем Античные образцы провозглашались непревзойденными творениями. Это уже впоследствии, в эпоху романтизма, чрезмерное зам восхищение литературоведов и подражания писателями-классицистами античных образцов сравнили с тщетными попытками человека догнать ростом пальму, потребляя только сок этого дерева. А в XVII ст. античные образцы считались неизменным
Именно поэтому, кстати, в высших жанрах действовали преимущественно античные (то есть высшие) персонажи — Федра, Эдип, Цезарь и др.
Подчеркнутую нормативность классицизма было заметно уже и рассматривая иерархию литературных родов. Самой престижной считали драму. В свою очередь она поделилась на жанры: «высшую» трагедию и «низкую» комедию.
Поэтому комедию писали как в прозаической, так и стихотворной форме, тогда как трагедию писали только стихами!
В лирике и эпосе регламентация была менее суровой, но тоже достаточно четкой. Так, — «высоким» жанром эпоса считалась эпопея, а в лирике — ода, которую классицисты и возродили, наследуя античные образцы.
Согласно требованиям Предписания классицизма, смешивать жанры (например, комедию с трагедией делая трагикомедию) категорически запрещалось. К «низким» жанров почему-то попала литературная сказка, которая именно тогда зарождалась в Европе. Может, именно через это Шарль Перро и боялся провозглашать себя автором своих замечательных сказок, написав над текстами имя своего 18-летнего сына (юноше, в отличие от взрослого мужчины, не зазорно было и «поиграться» — «низким» жанром).
- Характеристика классицизма как литературного направления, черты русского классицизма Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. […]...
- Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: «Нечто о поэте и поэзии» (1815), «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (1816). В статье «Нечто о поэте и поэзии» содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия — это «пламень небесный, который менее или более входит в состав души […]...
- Герой в литературе классицизма Литература классицизма оправдывала свой статус «образцового» искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и «образцового героя классицизма», который был примером для подражания жителям государства. Поскольку в произведениях классицистов (прежде всего трагедия) обычно действовали античные персонажи или выдающиеся исторические личности (изображать простых людей в высших жанрах запрещалось), то такие образцы адресовали, […]...
- Определение классицизма Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры — […]...
- Отличие романтизма от классицизма Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье они обычно обходили вниманием, а против барокко выступали открыто. Средневековье воспринималось ими как эпоха сплошного варварства. Причем варварским они считали и фольклор своих собственных народов: […]...
- Представители классицизма, определение В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художественных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждого литературного направления лежит определенный художественный метод — наиболее общие принципы отбора, оценки […]...
- Искусство классицизма Искусство классицизма возникает во Франции — в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство — это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству. Человеку предъявляются очень […]...
- Теория жанров в искусстве классицизма Большое внимание уделяли классицисты теории жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, […]...
- Недоросль как комедия классицизма Успех комедии «Недоросль» был предопределен идейной атмосферой самой эпохи, потребностью качественного отечественного репертуара в становлении русского театра. Но что позволяет ему выходить за рамки только своего времени, быть актуальным и сейчас? Означает ли это, что, как талантливый художник, Фонвизин вышел за рамки литературной традиции своего времени и сделал следующий шаг в изображении человека, который является […]...
- Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль» Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках […]...
- Какие черты классицизма проявляются в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Какие черты классицизма проявляются в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? К какому стилю относил следующие жанры М. В. Ломоносов? Эпиграмма а. Низкий Трагедия б. Средний Басня в. Высокий Комедия Дружеское послание Ода Кто автор этих произведений? «Ода на взятие Хотина» «Властителям и судьям» «Телимахида» а. М. В. Ломоносов б. А. Д. Кантемир в. Г. Р. […]...
- Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма Большой заслугой классицистов явились их положения о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он — властелин ее, она — его раба. Полезной стороной классицизма для дальнейшего развития […]...
- Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, романтизм по прямой ничего не делит. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир […]...
- Становление прозы классицизма и эпистолярная литература Несмотря на то, что в художественной системе классицизма главенствующее место занимала драматургия, проза, особенно со второй половины века, также начинает играть существенную роль. Новая историческая ситуация во Франции, торжество абсолютизма как государственной системы, его временная стабилизация в годы правления «короля-солнца»- все это способствовало изменению в идеологии и предопределило усиленное внимание в литературе к проблемам этическим. […]...
- Требования теоретиков классицизма Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов, сонетов, эпиграмм, элегий. Но даже в самых лиричных своих произведениях поэт-теоретик не изменяет строгой холодной рассудочности. Поэт считал, что в произведении не место субъективному началу, […]...
- Что такое КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В России классицизм носил главным образом просветительский характер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно […]...
- Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования […]...
- Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма Вторая половина 18 века в русской литературе — это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык. С развитием этого направления в России тесно связано имя М. В Ломоносова. В течение своей […]...
- М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма 1. Отражение исторических событий и портреты великих людей. 2. Роль мифологических героев. 3. Особенности языка и стиля. 4. Воспитание гармонической личности. 5. Рациональное постижение окружающего мира. Учитесь у всех — не подражайте никому. М. Горький Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры […]...
- Черты классицизма в поэзии Гавриила Романовича Державина В истории русской литературы восемнадцатого века Гавриил Роман (бессмертное произведение)ович Державин занимает особое место. Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической летописью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у […]...
- Краткое описание русского классицизма Существенные преобразования в экономической, политической и культурной жизни, происшедшие в России в конце XVII — и в особенности в первые десятилетия XVIII в., связанные с грандиозным историческим процессом образования русской нации, поставили перед отечественной общественной мыслью — и тем самым перед художественной литературой — ряд неотложных задач. Нужно было осознать происшедшие перемены и, осмыслив, отобразить […]...
- Сочинение на тему: ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма. Классицизм — это явление общеевропейского масштаба, хотя, конечно, в каждой национальной Литературе он проявлялся и развивался по — своему. Возник классицизм в Италии, наибольшее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направлением. Как художественное направление в литературе и […]...
- Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. А В творчестве Заболоцкого 50-х гг. наряду с лирикой природы и философскими раздумьями активно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета — от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений «Неудачник», «В кино» до созданных в последний год жизни — «Генеральская дача», «Железная старуха». Особую роль в нем начинают играть социально-нравственные и эстетические мотивы. В […]...
- Эстетическая теория автора «Ругон-Маккаров» Творчество Золя необычайно разнообразно по поднятым им темам и жанрам, в которых он работал. Но его мысль неизменно развивалась в одном направлении. Юный «гурон из Экса», наивный и пылкий выученик Мишле и автор «Четвероевангелия», проповедующий утопический социализм, связаны единой страстно гражданственной общественно-эстетической мыслью. Это придает особое величие облику Золя — непоколебимого демократа-гуманиста, носителя правды в […]...
- Теория классицизма и другие поэтические жанры Теория классицизма не ставила роман на ту же доску, что и драму, и другие поэтические жанры. Должно было пройти некоторое время, прежде чем роман стал считаться литературой. До 1750 г. романы в России не печатались вообще. После 1750 года, все увеличиваясь в числе, стали появляться переводы романов, но первый оригинальный русский роман появился только в […]...
- Исторические моменты развития классицизма во Франции XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция — самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. В литературе становление классицистического направления связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и […]...
- Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств, а в некоторых странах сохранял свои позиции вплоть до начала ХIХ ст. Однако формирование классицизма началось еще в XVI ст. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли принципы средневековой драмы и поставили перед собой цель возродить традиции античного […]...
- Сочинение на тему: Эстетическая позиция в книгах Солженицына Эстетическая позиция писателя выражена во многих его произведениях, среди которых выделяется книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом» (1975). «Никому не перегородить путей правды», — пишет Солженицын. Это — о позиции писателя в обществе. Это — о красоте правды. Его книги вдохновлены и самой историей, и неистовым желанием автора докопаться до правды и рассказать о том, […]...
- Сочинение: Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов) Вопрос экзаменационного билета (билет № 2, вопрос 1) По творчеству Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романович Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом […]...
- Эстетическая функция образа нового мира в мировой литературе Роман Барбюса «Огонь» — этапное произведение истории французской литературы. В конце 10-х — начале 20-х-годов метод реализма вызревает в творчестве писателей, стремящихся к выработке новой эстетической системы, соответствующей современной, революционной эпохе. Принципы революционного искусства осмысляются в прессе коммунистической, партии, в теоретических работах Барбюса и других писателей. В их художественных произведениях резко обострился критицизм. Мировая бойня […]...
- Эстетическая игра в лирике Игоря Северянина Игорь Северянин — фигура сложная и неординарная в ряду поэтов своего времени. Его творчество удивительно многомерно и многогранно, художественный мир отличается необычно богатой и яркой образностью. В суждениях об этом поэте часто преувеличивали «позу воинствующего эстетства», считая его стихи апофеозом мещанского самодовольства, коктейлем банальных восторгов, словесных изысков и галантерейной пошлости. Однако, если бы суть творчества […]...
- Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере […]...
- Черты классицизма в поэзии по творчеству Гавриила Романовича Державина По творчеству Гавриила Романовича Державина В истории русской литературы восемнадцатого века Гавриил Романович Державин занимает особое место. Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической летописью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице»), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, […]...
- Сочинение на тему Литература родного края — Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы -26 Литература родного края — один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета литературы как вида искусства. Цель курса — приобщить учеников к лучшим приобретениям литературы родного края в контексте украинской классической […]...
- Ода — программное произведение классицизма Классицизм — глубоко прогрессивное направление в искусстве. Пафос классицизма — прославление общегосударственных, общенациональных идей, событий, героев. Оды, как и многие другие стихи Ломоносова, создавались «на случай». Они писались обычно в связи с различными знаменательными событиями в жизни русского государства, приурочивались к дням восшествия на престол Елизаветы, Екатерины II и к другим официальным придворным торжествам. Но […]...
- Колледж в Великобритании и программа обмена для школьников!!! Колледж в Великобритании и программа обмена для школьников 19 февраля состоится встреча с представителями Йель колледжа, одного из престижных учебных заведений Великобритании. На встрече будет представлена эксклюзивная программа обмена для школьников, дающая возможность украинскому школьнику получить престижное образование в Великобритании и в последствии поступить в один из ведущих Вузов страны. Время обучения в британском колледже […]...
- Художественная система французского классицизма Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620-1640-х годов, когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции. Трагедия Корнеля выросла на этой основе. Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката. Обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание […]...
- Согласны ли вы с мнением Смирновой о том, что «образ героя-философа в сочинениях эпохи классицизма почти всегда соотносим с идеей построения идеального государства и общества» («Недоросль»)? Согласны ли вы с мнением Н. В. Смирновой о том, что «образ героя-философа в сочинениях эпохи классицизма почти всегда соотносим с идеей построения идеального государства и общества» («Недоросль» Д. И. Фонвизина)? Начиная работу по составлению плана сочинения, вспомните, что с появлением в русской литературе XVIII века образа дворянина-философа в отечественной словесности начинает формироваться характерный для […]...
- Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века, последний представитель русского классицизма Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не […]...
- Какие реки упоминаются в «Слове о полку Игореве» и какова их идейно-эстетическая функция? Какие реки упоминаются в «Слове о полку Игореве» и какова их идейно-эстетическая функция? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, как изображает природный мир безымянный автор «Слова о полку Игореве». Анализ гидронимических образов памятника убедит вас в том, что реки в «Слове…» представляют собой как реальногеографические, так и условномифологические пространства. Укажите, что с поэтико-функциональной точки зрения водный […]...