Сочинение на тему: ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА

Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма.

Классицизм – это явление общеевропейско­го масштаба, хотя, конечно, в каждой националь­ной Литературе он проявлялся и развивался по – своему. Возник классицизм в Италии, наиболь­шее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направ­лением.

Как художественное направление в литерату­ре и искусстве классицизм характеризуется вы­сокой гражданской тематикой, строгим соблюде­нием определенных творческих норм и

правил.

Писатели-классицисты отображали жизнь в об­разах идеальных, тяготеющих ко всеобщей нор­ме, образцу. Они часто обращались в своем твор­честве к античным образам и сюжетам, так как классическую древность принимали за образец совершенного и гармоничного искусства. Веду­щим жанром тогда считалась трагедия, относя­щаяся к так называемым “высоким жанрам”.

Мольер же решился противопоставить этим тра­дициям жанр комедии, что было с его стороны большой смелостью.

Оставаясь в русле классицизма, Мольер внес в это направление передовые идеи Просвещения – критику порядков феодального мира,

защиту ес­тественных прав человека, свободолюбивые моти­вы. Его произведения также характеризуются вниманием к национальным историческим сюже­там. Мольер раскрывал основные принципы сво­ей эстетической программы, говоря: “Задача ко­медии состоит в бичевании людских пороков…

Самые блестящие трактаты на темы морали час­то оказывают куда меньшее влияние, чем сати­ра, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокруши­тельный удар.

Легко стерпеть порицание, но насмешка не­стерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным… Если же мы пожелаем прислушаться к свидетельству исто­рии, то она скажет нам, что комедии воздавали хвалу прославленные философы древности, фи­лософы, проповедовавшие суровые правила жиз­ни и неустанно бичевавшие пороки своего време­ни. Она расскажет нам о том, как неусыпно тру­дился на пользу театра Аристотель, и о том, что он взял на себя заботу изложить правила, коим должно следовать драматическое искусство.

Она сообщит нам, сколько великих мужей древнос­ти, занимавших самое высокое положение, гор­дились тем, что пишут комедии, а иные из них не считали для себя зазорным читать их публич­но. Она напомнит, что в Греции уважение к это­му искусству проявилось в почетных наградах и в постройке грандиозных театров, что, наконец, и Рим высоко чтил это искусство, – я говорю не о развращенном Риме распутных императоров, но о суровом Риме мудрых консулов в пору рас­цвета римской доблести”.

Мольер считал, что “главная обязанность ко­медии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их”, и подчеркивал общественный ха­рактер комедийного и сатирического искусства, его действенное начало. Вместе с тем в предисло­вии к “Тартюфу” драматург как представитель классицизма сознательно опирался на авторитет античности – на Аристотеля, которого теорети­ки классицизма считали своим главным настав­ником. Комедия оптимистична по своей приро­де, а оптимизм требует известного простодушия и мудрости.

В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия ха­рактеров, комедия положений. Однако в произ­ведениях Мольера все эти виды переплетаются, соединяясь органически и гармонично. Так, в его “Тартюфе” перед нами – яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты ха­рактеры и забавные, озорные положения.

Мольер продолжал традиции античной коме­дии и широко использовал фольклор средних ве­ков и богатейшее литературное наследие эпохи Возрождения. От средневековых сатирических рассказов у Мольера – бытовая конкретность и яркий колорит. Мастерство развития сюжета и органическое единство интриги, пародийная па­раллельность построения сцен и характеров, ис­ключительная динамика роднят Мольера с вели­кими комедиографами Возрождения и лучшими достижениями итальянской комедии, и все это органически соединено с эстетическими принци­пами классицизма.

От классицизма у Мольера – характерная линия подчеркивания какой-то одной, домини­рующей черты характера в образах главных ге­роев. Такой прием создания художественного образа характерен для всей драматургии класси­цизма. Следуя теории Буало, Мольер отражает окружающую действительность не во всем ее объеме, не во всей сложности, а после определен­ного отбора и осмысления фактов, явлений в духе рационализма, что значительно обедняло твор­ческие возможности Мольера и ослабляло соци­альную остроту его произведений.

Например, при изображении народа Мольер всегда наделяет его представителей мудростью и нравственной чис­тотой, но при этом народ никогда не поднимает­ся до протеста против общества, в котором благо­денствуют Тартюфы и Дон Жуаны, – у предста­вителей народа нет даже проблесков мысли о не­обходимости взяться за социальное переустрой­ство жизни.

Во многих комедиях Мольера строго соблюда­ется правило трех единств (действия, времени, места), а финалы многих его комедий условны. В “Мещанине во дворянстве” порок наказан, доб­родетель торжествует – все по правилам эстети­ки классицизма. Но в комедиях Мольера есть и черты реализма.

Не понимая причин глубоких со­циальных противоречий современности, Мольер, как художник, “господствующий над нравами своего времени” (Гете), умел глубоко раскрыть всю порочность системы абсолютизма, основан­ной на сословных привилегиях и беспощадной эксплуатации народных масс. Комедии Мольера наставляли, учили зрителя. Теоретик классициз­ма и друг драматурга Н. Буало писал о Мольере:

Умел ты с пользой поучать И правду весело вещать.

Всем у тебя мораль готова,

Прекрасно все, разумно в ней.

И часто шутовское слово Ученой истины мудрей.

Комедии Мольера, обладая огромной силой разоблачения, приобретали политическое звуча­ние, потому что в них писатель беспощадно биче­вал носителей общественного зла, чиновников и духовенство, богатых мещан и других людей, враждебных народу, воплощал идеи гуманности, правды, красоты и добра. Это и обеспечило коме­диям Мольера долгую сценическую жизнь и при­знание многих поколений зрителей. Л. Толстой писал: “Мольер – едва ли не самый всенародный и поэтому прекрасный художник нового време­ни”. Выдающийся критик В. Г. Белинский так отзывался о комедиях Мольера: “Комедии Моль­ера – сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и под­лость…

Они имели сильное влияние на современ­ников, следовательно, имеют историческое зна­чение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, – великий человек!..”

Глоссарий:

– черты классицизма в комедии мещанин во дворянстве

– госпожа журден характеристика

– сочинение на тему времена и нравы в комедии мольера брак поневоле

– черты классицизма в комедии мольера мещанин во дворянстве

– сочинение черты классицизма в комедии мольера мещанин во дворянстве


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА