Определение понятия “Классицизм”
КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., частично проявившиеся и в искусстве (особенно архитектуре) XIX столетия, осознанно ориентированные на принципы искусства Античности, в основном римской.
Латинское слово “classicus” “означало “знатного, состоятельного, уважаемого гражданина”. Получив смысл образцового, понятие “классический” стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах”.
Свод правил классицизма дал Н. Буало в стихотворном трактате “Поэтическое искусство” (1674). Классицисты полагали, что они представляют
Политическим идеалом для классицистов был просвещенный абсолютизм. Их цели – общественные, гражданские. В этическом плане они ставили задачу показом как положительных, так и отрицательных примеров исправлять нравы людей.
Классицисты были рационалистами. Античность потому и стала для них образцом, что им в ней почти все казалось наиболее разумным, в первую очередь гражданская доблесть. Сугубо личное обычно ценилось невысоко.
Типичный конфликт классицистической трагедии – конфликт между долгом (разумом) и чувством (страстью). Он приводил либо к торжеству долга, либо к более или менее искусственному примирению долга и чувства. Комедии должны были заканчиваться, по определению, хорошим финалом – посрамлением порока и торжеством добродетели. Характеры персонажей отличались устойчивостью, какой не было в эпоху Возрождения, но нередко и одномерностью.
Жанры и соответствовавшие им стили четко делились на высокие и низкие, однако существовали и средние. Проза считалась низкой формой, роман в жанровой классификации вообще отсутствовал, хотя романы тоже писались. Теоретики относились к ним с презрением. “Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен”, – констатировал Буало.
Западноевропейский классицизм в XVIII в. стал образцом для русской послепетровской литературы. Утверждение силлабо-тонического стиха М. В. Ломоносовым, первоначально в подражание немецкому стиху, оказалось самой перспективной, поныне значимой литературной реформой. Русские поэты еще меньше, чем западноевропейские, преуспели в жанре героической поэмы (он был слишком архаичен), несколько больших успехов добились в области трагедии, но самых значительных – в жанрах оды (Ломоносов, Державин), которая как лирический жанр не относилась к вполне высоким, допускала проникновение личного начала, особенно у Г. Р. Державина, и прозаической комедии (“Бригадир” и “Недоросль” Д. И. Фонвизина). Различия “трех штилей” обеспечивались мерой использования или отсутствием старославянизмов.
Отечественная история подчас давала темы для трагедий. Никогда русский классицизм не был “чистым”. В XIX в. его нередко называли “ложноклассицизмом” (в том числе А. С. Пушкин и В. Г. Белинский), тем более что даже лучшие его произведения не стояли вровень с западноевропейскими и позднейшими русскими начиная с И. А. Крылова (насытившего классицистический жанр басни уже во многом реалистическими характерами), А. С. Грибоедова, Пушкина.
Последний не придавал словам “поэзия классическая” другого значения, кроме жанрового, полагал, что она использует жанры, существовавшие в Античности, а “поэзия романтическая” – жанры, появившиеся позднее; родоначальником таковой он считал Данте. Современники Пушкина, даже бывшие романтиками по художественному методу, в 1810-1820-е гг. нередко являлись архаистами по стилевым и жанровым предпочтениям; его друг-лицеист В. К. Кюхельбекер в статье 1824 г. “О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие” утверждал, будто ода “одна совершенно заслуживает название поэзии лирической”, и именно его Пушкин вывел в четвертой главе “Евгения Онегина”: “Критик строгий / Повелевает сбросить нам / Элегии венок убогий…”Пишите оды, господа, / Как их писали в мощны годы, / Как было встарь заведено…”” (строфы XXXII-XXXIII). Пушкин ценил прошлое, но озабочен был настоящим, поэтому отказался от спора: “…Два века ссорить не хочу”.
Поэтика классицизма еще довольно существенно сказывается в “Горе от ума” (1824) Грибоедова. В нем трансформированы, но сохранены “три единства”, которые считались условием сценического правдоподобия: единство места (дом Фамусова, но не одна комната), времени (одни сутки, хотя и со значительным перерывом), действия (двойной – личный и общественный – конфликт реализуется в отношениях одного главного героя и фамусовского общества). Жанровые разновидности комедии у Грибоедова смешаны, но восходят прежде всего к классицистическим: в “Горе от ума” “соединились черты высокой и легкой комедии”; “в основу жанра… легла высокая комедия с конфликтом общественного содержания, сопряженная с комедией нравов, с легкой светской комедией и водевилем”. Монологи Чацкого, заставляющие вспомнить жанр сатиры, – явно классицистического происхождения, адресованы они едва ли не больше читателю (зрителю), чем собеседникам героя.
Он выступает в традиционных “четырех амплуа: “злого умника”, “говоруна”, “ложного жениха” и героя-резонера”, но во всех четырех, что, как и многое другое (особенно характеры, обрисованные уже реалистически), отличает грибоедовский шедевр от произведений классицизма.
У М. Ю. Лермонтова исчезают последние черты классицистической системы жанров.
Ориентация на Античность имела место и в одном из ответвлений литературы эпохи Возрождения. Однако определение его тоже как “классицизма” не является общепризнанным.