Французская академия и классицизм в литературе



Париж второй половины XVII в., столица монархии Людовика XIV. Широчайшее поле для наблюдений! Здесь сосредоточены богатства, созданные трудом и гением французского народа, сюда стекаются одареннейшие люди со всей страны, но здесь с особой выпуклостью выступают все уродства и болезни французского общества. Королевский дворец – центр.

Отсюда тянутся нити управления страной. Во дворце заседают министры, собираются на ученые споры академики, сюда стекаются на поклон все именитые люди Парижа и Франции. В спальне короля в час церемониала утреннего

одевания толпятся маркизы и ростовщики, государственные мужи и коммерсанты, поэты и художники. И каждый считает величайшей честью хоть миг подержать в руках королевские панталоны, передать подвязку или сафьяновую туфлю.

Кланяются, приседают, трясут париками и жадно ловят взгляд молодого монарха, “короля-солнца”, как назовут его потом льстецы.

Здесь, в королевских покоях, расфранченные дворянчики гнут спины, но зато как они чванятся перед нижестоящими, перед простолюдинами, “чернью”! Дворянские привилегии! Они дают право какому-нибудь вертопраху в атласном камзоле и парике не только

обирать и пускать по миру крестьян, загребать жар чужими руками, но и унижать человеческое достоинство простолюдина.

Дворянин может вволю измываться над честным горожанином, надругаться над крестьянской девушкой, пустить в ход трость, надавать пощечин.

И аристократам еще мало. Среди них есть недовольные, которые вспоминают прошлые времена, когда каждый из них был царьком в своих владениях и не зависел от короля. Королевская власть окрепла во Франции в начале XVII в., но знать все еще поднимала восстания.

В последний раз дворяне выступили против короля в конце 40-х годов; восстание это получило название “фронда” (так называлась запрещенная игра в мяч).

Движение ширилось. К нему присоединялись недовольные из разных слоев общества, были среди них и буржуа, и бедняки. Несколько лет во Франции шла гражданская война. Королевская власть победила.

Правительство после того еще туже натянуло вожжи, с бедняками жестоко расправились, с дворянами и богачами, конечно, обошлись мягче. Некоторые из “фрондеров” бежали в изгнание или отсиживались в своих поместьях, иных же кардинал Мазарини, правивший Францией в годы малолетства Людовика XIV, купил подачками.

Французская академия, основанная во времена правления кардинала Ришелье, наводила строгий порядок в царстве словесности, стремясь создать систему грамматических и литературных правил, утвердить, закрепить нормы национального языка.

Регламент, иерархия, подчинение частей целому, обуздание всяческого своеволия – этого добивались идеологи абсолютизма и в политике, и в искусстве, и во всех, областях жизни.

Господствующим направлением в литературе стал классицизм. Основатели и теоретики этого направления искали образцов в классическом искусстве античного мира. Правила и законы для современной литературы они черпали в “Поэтике” древнегреческого писателя и философа Аристотеля; истолковывая его мысли на свой лад, применяя их к своему веку, теоретики классицизма создали свою сословно-иерархическую поэтику.

Все литературные жанры разделялись на “высокие” и “низкие”. К высоким относились ода и трагедия; они главенствовали в литературе. Авторы трагедий брали сюжеты из истории античного мира, одевали своих героев в античные тоги. Но основной их задачей было отнюдь не изучение древнего мира, а утверждение идей, своего времени.-

Произведения классицистов строились по строгим правилам, которые были потом регламентированы в книге Николя Буало “Поэтическое искусство”. В высокие жанры не допускались “слова-плебеи” и герои “низкого” происхождения. В пьесах обязательным считалось соблюдение правила “трех единств”.

Действие должно было происходить в одном месте (единство места), в течение одних суток (единство времени) и подчиняться главной теме, не отступая от нее в сторону (единство действия).

Мольер помнил, как еще в дни его отрочества Французская академия, руководимая герцогом Ришелье, подвергла строгому суду гениальную трагедию Корнеля “Сид” за отступление от “правил”. И Корнель в следующих трагедиях неукоснительно соблюдал их. Трагедии его стали образцами искусства классицизма. В них воплотился культ государственности.

Они призывали французов к патриотическому служению, к подчинению личных чувств гражданскому долгу.

Классицисты Продолжали борьбу с феодальной реакцией и религиозной мистикой, начатую мыслителями и писателями Возрождения. Они находили философскую опору в учении Рене Декарта, великого французского мыслителя XVII в., поборника точных наук и человеческого разума. Разум Декарт ставил превыше всего. “Я мыслю -=” следовательно, существую”,- говорил он.

Точность и ясность языка и образов, правдоподобие и поучительность литературных произведений классицисты считали высшими достоинствами. Но, доводя требования “разумности” до логического предела, они нередко впадали в излишнюю рассудочность. Герои в их произведениях строго разделялись на добродетельных ;и порочных, превращались в воплощение заранее заданной идеи.

Выигрывая в ясности и назидательности, они теряли жизненную сложность и многосторонность, свойственную шекспировским характерам.

Поэзию выравнивали, измеряли, подстригали, как королевские сады и парки. Во всем стремились установить строгую симметрию и “разумность”, видя в них высшую красоту. Но “разумность” эта и порядок сковывали движение жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Французская академия и классицизм в литературе