Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма
Большой заслугой классицистов явились их положения о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он – властелин ее, она – его раба.
Полезной стороной классицизма для дальнейшего развития литературы была выработка отточенного и четкого языка художественных произведений, освобожденного от варваризмов (“иноязычных слов бегите, как заразы”), способного выразить различные страсти и переживания
Вкус “двора”, отказ от сочности и образности народной лексики (“Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство”) существенно обедняли языковую ткань литературы классицизма. Богатство же и элементы народности языка ряда комедий Мольера были скорее результатом нарушения классицистических канонов, чем следования им.
Ограничительно-нормативная
Вы искренно должны печаль передавать; Чтоб я растрогался, вам нужно зарыдать.
Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы, откинув при этом средневековый религиозный дидактизм. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией:
Учите мудрости в стихе живом и внятном, Умея сочетать полезное с приятным
Итак, несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался таким художественным методом, который прокладывал пути для дальнейшего развития прогрессивной литературы. Вот почему лучшие завоевания его эстетики были взяты на вооружение просветителями XVIII в., решавшими уже новые общественно-исторические задачи.
Характерно также, что обличительный элемент становится неотъемлемой частью высокого жанра трагедии. Русские классицисты все еще верят в полезность просвещенного абсолютизма (скорее уже – просвещенной монархии), но не видя подтверждения этому в российской действительности, начинают длительный процесс поучения и общественного воспитания самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным, бросая при этом резкие тирады в адрес властителей-тиранов.
…Он царствует народа ко блаженству, И пользу общую ведя ко совершенству: Не плачет сирота под скипетром его, Не устрашается не винный ни кого… Не преклоняется к стопам вельможи льстец: Царь – равный всем судья и равный всем отец – так определяет Сумароков обязанности царя.
Воздействие на русский классицизм рационализма Декарта, сенсуализма Локка и материалистических воззрений Гассенди, Гольбаха, Гельвеция и в особенности Ломоносова увеличило гносеологические возможности русской литературы.
Неразрывная связь русского классицизма с просветительством привела не только к требованию со стороны наших писателей расширения образования и знаний, установления твердых законов, обязательных для всех, но и к одному из самых значительных завоеваний отечественного классицизма – утверждению естественного равенства людей, внесословной ценности человека. Уже во II сатире Кантемира мы встречаемся с утверждением того, что кровь и хозяина и холопа “однолична” (т. е. одинакова). С присущей ему афористичностью заявит Сумароков в сатире “О благородстве”, что “от баб рожденным и от дам I! Без исключения всем праотец Адам”.
Неравенство людей – одно предубеждение, И там уж нет любви, где гордо рассужденье,
– энергично утверждает Николев в трагедии “Пальмира”, а в его драме “Розана и Любим” “мужик” приравнивается “владетелю”:
Быть может, и мужик Душою так велик, Как сильных царств владетель: Любезна добродетель, Закон имея свой, Равняет всех собой.
Количество подобных примеров можно было бы значительно увеличить, но и приведенные говорят сами за себя. Конечно, признание естественного равенства людей всех сословий в моральном плане еще далеко от признания их социального равенства, но и такая постановка вопроса была шагом вперед на пути демократизации русской общественной мысли.
Если абсолютизм во Франции привел к компромиссу (пусть только временному) между дворянством и верхушкой буржуазии, то в России ни о каком компромиссе не могло быть речи. Слабость русской буржуазии оставляла всю полноту политической власти в руках дворянства. Основной же конфликт эпохи в России заключался в столкновении двух непримиримых между собой классов: помещиков и крепостных крестьян. И передовые дворянские писатели не могли обойти этот конфликт в своем творчестве, выступив в защиту эксплуатируемого крестьянства.
Не восставая против самого института крепостного права, они, однако, гневно клеймили жестокость и бессердечие помещиков, призывали их к гуманному обращению с крепостными. Крестьянская тема в литературе классицизма появится с самого начала его возникновения, а с 60-х годов станет одной из ведущих. И это было замечательной стороной русского классицизма.