История русский и древнерусский фольклор в литературе (Детские народные сказки)
На Буяне славном острове. А где это?
Ни в одном учебнике географии, ни в одном географическом указателе такой остров не упоминается. А между тем с ним связано много интересного и необычного: из-за острова Буяна выплывают корабли с расписными парусами; вылетают вещие птицы, которым все видно с поднебесья — и счастье, и горе людское; небывалые цветы и плоды растут на острове Буяне, неслыханные чудеса веками совершались на нем…
А ни на одной карте его все-таки нет как нет!
Да существует ли он?
Не сомневайтесь: остров Буян существует.
Но
Стоит он в сказочном царстве. А побывать в этом царстве может каждый, у кого раскрыта душа для народных сказаний и песен, для легенд, загадок и других чудесных вымыслов народной фантазии. Побывал там наш великий поэт Пушкин, когда писал свои сказки и поэму «Руслан и Людмила».
Побывал и знаменитый художник В. Васнецов, на картинах которого живут могучие древнерусские богатыри. Побывали и многие русские композиторы — Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, взявшие народные мелодии в свои оперы и симфонии. Лучшие русские писатели, поэты, художники, очарованные
Откуда же взялась красота этого сказочного царства?
Чтобы понять это, надо заглянуть в далекое, далекое прошлое…
Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с их маленькими избенками, частоколами, колодцами, огородами — деревушки серенькие, невидные; столетиями жители этих деревушек трудились на своих полях и огородах, носили на коромыслах тяжелые ведра с водой, варили щи и кашу, пекли пироги в больших жарких «русских» печах… Нелегкой была эта жизнь, и не так уж много было в ней радости. А людям так хотелось этой радости!
Хотелось отдыха и покоя усталому телу после тяжкого труда, простора и свободы для творческой мысли, хотелось красоты, которая заслонила бы убогий повседневный быт. Но обо всем этом можно было только мечтать
И люди мечтали. Давая волю воображению, расписывали серые фасады изб невиданными яркими цветами, птицами, а порою даже и фигурами львов с курчавыми гривами и кисточками на кончиках хвостов; обрамляли окна затейливой деревянной резьбой; вытачивали из лесных чурок причудливые ковши, чаши и «солоницы» — солонки в виде лебедей, коней, уточек — для крупной серой деревенской соли; плели узоры тончайших белоснежных кружев, напоминавшие узоры мороза на стекле; вышивали крестиками и петельками на концах домотканых полотенец ширококрылых жар-птиц и ряды пляшущих девичьих фигурок в пышных сарафанах и в платочках, по-вязанных треугольничком.
Сколько во всем этом было богатой творческой фантазии, мастерства и любви к прекрасному!
Конечно, эта тяга к красоте претворялась и в поэтическое слово. В сказках и песнях создавались чудесные образы-вымыслы. Между серыми избушками на узких деревенских улочках поднимались невидимые простому глазу золотые палаты, словно вышедшие из-под земли; рядом с деревенскими канавками текли молочные реки с кисельными берегами; между лесными соснами и елями цвели волшебные огневые цветы, а над кровлями низеньких «черных», насквозь прокопченных бань летали крылатые корабли, переносившие людей по их приказу в любые страны, за любые горы и моря…
Люди, создававшие своей фантазией эти чудеса, верили в них, рассказывали о них и пели. И это невидимое царство жило в народном представлении из века в век, отражая в себе народную фантазию, помыслы и желания. Живет оно и сегодня.
Вот в этом царстве и стоит наш славный остров Буян, которого нет ни на одной карте. И автор книжки, лежащей перед вами, сам проник однажды в юности на этот невидимый остров — да так на нем на всю жизнь и остался…
Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии (или фольклоре, как называет эту поэзию международная наука) очень много разновидностей.
В переводе на русский язык английское слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание», «народное творчество» — все то, что создала духовная культура трудового народа за века своей исторической жизни. И если мы вчитаемся, вдумаемся в наш русский фольклор, мы увидим, что он действительно отразил в себе многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и веселый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни; слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, а какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать.
Начнешь знакомиться со всем этим богатством — и захочется узнавать о нем все больше и больше. И не уйти с чудесного острова!
Многочисленные разновидности (или жанры) русского фольклора — былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, величания, календарные припевки — все это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внучкам. Нередко исполнители при этом вносили в полюбившийся текст и что-то свое, слегка меняя отдельные образы, подробности, выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.
Целыми веками жили эти поэтические произведения в народной памяти незаписанными. Только в конце XVIII столетия передовые деятели русской культуры начали понимать ценность фольклора для изучения народной жизни и стали записывать его. Работа эта постепенно развивалась.
Отдельные ученые и писатели, жившие в XIX веке, оставили нам много сборников народных песен, сказок, загадок, пословиц.
А в советскую эпоху целые экспедиции различных научных учреждений стали ездить по стране и собирать фольклор.
У нас много интересных, творческих профессий. Среди них работа по собиранию и изучению фольклора — одна из самых своеобразных и живых. В поисках былин, сказок и песен фольклорист-собиратель путешествует по разным областям Советского Союза, знакомится с родной природой, с бытом народа, с народным искусством, слушает мастеров-рассказчиков и певцов, нередко переживает и неожиданные, увлекательные дорожные приключения.
А потом, вернувшись домой, путешественник превращается в исследователя, в писателя: изучает свои записи, приводит в порядок путевые дневники и создает научные и художественные книги о том, что видел и слышал.
Некоторые жанры фольклора живут в народе уже очень давно, другие возникли позднее. Один из наиболее древних жанров — эпос, былины (или «старины», как их называют исполнители-былинщики) о богатырях.
В этих старинных сказаниях сохранились воспоминания о далеком прошлом нашей Родины: о войнах с врагами-кочевниками, когда-то нападавшими на Русь; о борьбе богатырей с чудовищами и разбойниками, которые в незапамятные времена бродили по русской земле; о легендарных героях, совершавших неслыханные подвиги во имя блага и счастья своего народа.
Так ли было все на самом деле, как рассказывается в былинах и эпических преданиях? Нет, вероятно, (многое было иначе. Жили ли на самом деле Илья Муромец,
Добрыня, Святогор? Нет, богатырей именно с такими прозвищами, именно с такой наружностью, как рисуют художники, в Древней Руси, вероятно, не было. Но было что-то другое, похожее и близкое: были сотни и тысячи простых русских людей — мужественных, великодушных, несокрушимо сильных, глубоко любивших свою Родину и готовых отдать жизнь за нее.
Все эти черты русского национального характера народ как бы собрал воедино — и создал художественные образы добрых и бесстрашных былинных богатырей. Народная память соединила отрывочные воспоминания о древних войнах и битвах, рассказы о подвигах отдельных героев — и поэтичные былины сохранили в своих строках отдельные отголоски русской истории.
Источники:
- На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора. 2-е издание. Составила и обработала Н. Колпакова.
Послесловие Н. Колпаковой. Рисунки Б. Калаушина. Л., «Дет. лит.», 1978.Аннотация: В сборнике — произведения русского фольклора самых различных жанров: от былин до частушек.
Их записала и обработала для детей Н. П. Колпакова.