Фольклор Былины Руси (Детские народные сказки)
Социальные идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками: герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служат, – Киев. Здесь сосредоточилась русская слава и мощь.
Столь же прославлен в былинах Новгород. В былинах отгрянуло эхо грандиозных исторических схваток Руси с хазарами, печенегами, половцами, а позднее – с татаро-монголами. Былинная Киевская и Новгородская Русь – это идеализированное историческое прошлое, память о котором народ
Три главных богатыря воплотили в себе воинскую доблесть русского народа, ревниво оберегавшего свою честь и достоинство: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илье Муромцу Русь обязана избавлением от чудовищной птицы – Соловья, который свистом губил все живое на прямоезжей дороге из Мурома в Киев. Добрыня Никитич победил в бою огненного Змея и освободил томившийся в норах у чудовища “полон” – пленников. – Подвиг свершен Добрыней не во имя женвйтьбы на племяннице киевского князя, а во имя счастья Руси. Былинный рассказ о богатыре полон драматических подробностей.
Алеша не так силен, как другие богатыри, но он храбр “напуском” и сметлив в бою: перед схваткой сказал Тугарину Змеевичу, что тот на-рушил условие – привел с собой бесчисленную силу: оглянулся Тугарин – и тут Алеша мечом снес ему голову.
В новгородских былинах пахарь Микула поставлен выше князя Вольги, а киевский князь посрамлен лихой женщиной – женой Ставра. Гусляр Садко нажил сказочное богатство – стал купцом, – но все же не стал богаче Новгорода, на ‘славу которого было замахнулся. Перед нами предстает поэзия далеких странствований на торговых кораблях: средневековый Новгород торговал со всей Европой. Гусляр-купец попадает на морское дно.
Морской царь сулит ему бессчетное богатство, но Садко помышляет только о возвращении в родной Новгород.
Былинное действие разворачивается медленно и спокойно: часто повторяются целые эпизоды, и не потому, что певцы не могли изменить устного текста, – само повторение стало средством поэтической выразительности – торжественности и величавости. Под такое пение хорошо было думать, размышлять о событиях далекой и поучительной истории.
В некоторых богатырях видят реальных лиц: из летописи известно, что действительно жил Добрыня, историчен и сам Владимир – великий киевский князь. Однако рассказ о событиях в былинах всегда соединяется с откровенно фантастическим вымыслом.
Источники:
- В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд.
2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина.
Оформл. Л. Зусмана. М., “Дет. лит.”, 1977. 367 с.
Аннотация: Этот сборник – антология русского устного народного творчества. В него входят сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки и другие фольклорные произведения.