История детективов. Эдгар По. Дюпен. Диккенс. Часть 1. (*Общие критические статьи)

Когда увидел свет первый детектив? Кто первым сочинил историю о загадочном преступлении и мудром расследователе, выведшем злоумышленников на чистую воду?

Ответить на этот вопрос не легче, чем с полной определенностью установить, когда и кем были созданы первые в истории человечества стихотворение или рассказ. Так, еще в V веке до нашей эры Геродот в истории про сокровищницу царя Рампсинита дал превосходный образец настоящей детективистики. И хитроумный план ограбления, и ложные улики, подстроенные грабителем, и ловушки для его поимки,

и — как результат — захватывающее противоборство сторон — все это впоследствии было взято на вооружение мастерами криминального жанра.

Сюжеты С отчетливой детективной окраской можно обнаружить и в сказках «Тысячи и одной ночи», и у Апулея, и у Чосера, и у Боккаччо.

Прошло, однако, немало столетий, прежде чем разрозненные «истории о преступлении» сложились в особый литературный жанр с его специфическими законами, с его богатой историей, где есть корифеи и неудачники, вдохновенные художники и умелые ремесленники, с его, наконец, обширнейшей читательской аудиторией, стремящейся к увлекательному

путешествию по лихо закрученным спиралям детективного сюжета в ожидании ответа на интригующее «кто виноват?».

Большинство теоретиков и историков жанра сходится на том, что отцом детектива как полноправной литературной формы стал американский писатель-романтик Эдгар По. Его новеллы «Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1845), объединенные фигурой расследователя Огюста Дюпена, образовали первый канон, вобравший в себя основные элементы, на которых строился классический интеллектуальный детектив (еще две детективные новеллы По — «Золотой жук», 1843, и «Ты еси муж, сотворивый сие», 1844,- строятся на несколько иных, нежели «дюпеновская триада», принципах). В основе новелл дюпеновского цикла — преступление таинственное, ставящее в тупик умы ограниченные, не способные проникать за поверхность «фактов» и принимающие видимость за сущность. Дюпен — не профессиональный борец с преступностью и за решение криминальных загадок берется не по обязанности.

Его привлекает интеллектуальная красота проблемы. Блестящий логик и аналитик, он шутя разгадывает сложнейшие ребусы, которые сочиняет сама жизнь. Внимательно вглядываясь в многообразие фактов (улик), он умело отделяет главное от второстепенного, истинное от мнимого и находит глубокий смысл там, где люди недалекие не видят ровным счетом ничего.

Дюпен вполне укладывается в романтическую концепцию гения: одинокий, загадочный, утонченно-рафинированный, он «снисходит» к проблемам повседневности и наводит в ней порядок.

Гениальному Дюпену противостояли, собственно говоря, два типа заурядности. Та, что осмеливалась бросать вызов великому аналитику, ставила под сомнение его методы и пыталась с ним конкурировать — заурядность полицейских — автором высмеивалась. Заурядность же, сознающая пропасть, отделяющую великого расследователя от простых смертных, поощрялась — получала права собеседника, точнее сказать, внимательного слушателя, время от времени выражавшего неподдельное восхищение глубиной догадок гения дедукции.

Такой восторженно-наивный собеседник станет для нарождающегося жанра фигурой почти столь же обязательной, что и сам расследователь, и несколько десятилетий спустя получит классическое воплощение в образе доктора Уотсона.

Итак, семена были брошены, но обильного литературно-детективного урожая пришлось ждать десятилетия. В Старом Свете одним из первых заинтересовался возможностями детективной тематики Диккенс. В его «Холодном доме», например, действует инспектор Баккетт, который, уступая в смысле рафинированности и утонченности Дюпену, дело свое знал неплохо.

У этого персонажа был реальный прототип, инспектор Филд из лондонской уголовной полиции, с которым Диккенс был хорошо знаком. Так возник и второй тип расследователя, которому суждена была долгая литературная жизнь: профессионал, вынужденный зарабатывать на жизнь нелегким ремеслом борца с преступностью, не обладающий сверхъестественной проницательностью, но выполняющий свой долг добросовестно и в результате одерживающий победы.

Детективное начало давало о себе знать в таких романах Диккенса, как «Крошка Доррит», «Большие ожидания», «Наш общий друг», оно всецело определило структуру незавершенной Тайны Друда Эдвина».

Но еще раньше на всю Англию прогремел Уилки Коллинз, романы которого «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868) стали теперь классикой, а коллинзовский сержант Кафф Вполне может быть причислен к плеяде Великих Сыщиков.

Успехи детективного романа 60-х — 70-х годбв XIX века связаны с именем французского беллетриста Эмиля Габорио. Начинал он как автор исторических и бытовых романов, весьма прохладно воспринятых читателями. Настоящий успех пришел к нему уже после публикации его первого детектива, романа «Дело Леруж» (1868). Герой-расследователь его многочисленных романов Лекок (в свое время находившийся в сложных отношениях с законом, но затем вступивший-таки на праведную стезю) многими чертами и свойствами напоминал того самого Видока, который, порвав с весьма богатым преступным прошлым, в 1811 году возглавил парижскую сыскную полицию, а потом основал «Бюро расследований», первое частное детективное агентство.

Видок оставил «Записки», которые внимательно читались многими мастерами детективного жанра (прежде всего По и Габорио). Фигура Видока вызвала интерес и у Бальзака, наделившего многими его качествами своего Вотрена. Сейчас громоздкие, плохо скроенные и неряшливо написанные романы Габорио числятся по ведомству литературной архаики, но в свое время читались залпом не в одной лишь Франции — почти все они весьма оперативно появлялись и в русских переводах.

Не собирался отставать и Новый Свет. Анна Катерина Грин, опубликовавшая в 1878 году роман «Левенуортское дело», стала первой женщиной, попробовавшей силы в новом жанре. За без малого полвека литературной деятельности она опубликовала Около сорока детективных романов и повестей, пользовавшихся у тогдашней читательской аудитории немалым успехом — во многом благодаря их отчетливой мелодраматической окраске.

Проза Грин и Габорио стала ориентиром для австралийца Фергюса Кьюм-а, роман которого «Загадка кабриолета» (1896) был издан тиражом в полмиллиона экземпляров, словно предвосхищая заманчивые коммерческие перспективы, открывшиеся перед жанром в XX веке.

ЭДГАР АЛЛАН ПО (1809-1849) — американский поэт, прозаик, литературный критик. Новелла — «Убийства на улице Морг» опубликована в 1841 г. в журнале «Грехемз ледиз энд джентлменз мэгэзин»; в существенно переработанном виде в сборнике рассказов Э. По 1845 г. На русском языке впервые в журнале «Сын отечества» 17 и 24 марта 1857 г. под названием «Загадочное убийство». Перевод Р. Гальпериной печатается по изд.: Эдгар Аллан По.

Полное собрание рассказов.- М.: Наука, 1970.

Браун, Томас(1605-1682) — английский врач и писатель. Трактат «Захоронение в урнах» (1658) написан в связи с находкой в Норфолке нескольких старинных могильных урн.

Хойл, Эдмонд (1672-1769) — автор сочинения «Краткий трактат об игре в вист» (1742).

Кребийон. Проспер Жолио (1674-1762) — французский драматург, автор трагедии «Ксеркс» (1714), постановка которой окончилась полным провалом.

Никольс, Томас Лоу (1815-1901) — американский^ врач, писатель, общественный деятель.

Журден — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670), надевает халат, «чтобы удобнее было слушать музыку».

Видок, Франсуа Эжен (1775-1857) — французский сыщик. Его «Мемуары» увидели свет в 1829 г., а в 1838 г. журнал «Бертонс джентлменс мэгэзин», который По редактировал в 1839-1840 гг., напечатал «Неопубликованные отрывки из жизни Видока, начальника парижской полиции».

Истина обитает на дне колодца…- имеется в виду высказывание, приписываемое древнегреческому философу Демокриту (ок. 460-370 до н. э.).

Лаверна — в древнегреческой мифологии богиня прибыли, покровительница ночных воров и мошенников.

УИЛЬЯМ УИЛКИ КОЛЛИНЗ (1824-1889) — английский писатель, автор многочисленных произведений с детективным и приключенческим сюжетом. Новелла «Укушенный кусака» опубликована в 1860 г. в сборнике «Дама червей». На русском языке публикуется впервые.

ЛЮДВИГ АНЦЕНГРУБЕР (1839-1889) — австрийский драматург и новеллист, автор криминальных историй, вошедших в двухтомник «Деревенские рассказы» (1879), откуда и взята новелла «Пропавший без вести». На русском языке публикуется впервые.

Источники:

    Веские докозательства: Антология зарубежного детектива. Вып. 1 / Сост. предисл., примеч. С. Б. Белов. — М.: Моск. рабочий, 1987. — 591 с.


История детективов. Эдгар По. Дюпен. Диккенс. Часть 1. (*Общие критические статьи)