Годы “оттепели” русской поэзии
Годы “оттепели” стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им.
П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники.
Заметно
Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства:
Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. (Евг. Евтушенко)
Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: “Людей неинтересных в мире нет”, третий
Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство и т. п. – оказали влияние на общественное сознание:
Что-то физики В почете, Что-то лирики В загоне, – писал Б. Слуцкий.
Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому:
И пусть электронному зренью Доверено многое, но Все грани любого явленья Искусству лишь видеть дано. И где-то в работе бессрочной, Что к легким успехам глуха, С наукой смыкается точной Точеная точность стиха. (В. Шефнер)
- Художник и власть в годы “оттепели”. “Культовые” произведения Г. Николаева “Битва в пути”, В. Дудинцев “Не хлебом единым”, В. Аксенов “Коллеги”, “Звездный билет” и др.) В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга Оттепель. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения […]...
- Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- История литературы: “Литература оттепели” в России Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая “литература оттепели” в России – это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX – начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от “серебряного века” русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- Серебряный век русской поэзии: имена и тенденции 1. Понятие “серебряный век”. 2. Особенности литературного творчества на рубеже XIX-XX веков. 3. Яркие представители серебряного века русской поэзии. Понятия “Золотого” и серебряного веков, которыми обозначают определенные этапы развития русской литературы, прочно прижились в литературоведческой науке. Однако откуда же взялись столь поэтичные названия? Вероятно, они стали данью мифологической традиции античности. “Золотым веком” русской литературы была […]...
- “Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение” (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии) О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих поэтов. Их стихотворения говорят сами за себя, они раскрывают их внутренний мир, чувства, переживания, мысли. Огромное влияние на Серебряный век оказал Золотой век. Среди замечательных поэтов этой эпохи начала XX […]...
- Серебрянный век русской поэзии Термин “серебрянный век” заимствован из философских трудов древнегреческого философа Гесиода, который разделял человеческую жизнь на три периода: “золотой век” – юность, период расцвета, лучшая пора жизни; “серебрянный век” – зрелость, мудрость, начало увядания; “железный век” – старость, распад, конец жизни. Эти термины стали применять для характеристики различных эпох в истории, различных этапов в развитии искусства, […]...
- Акмеизм и футуризм: модернистское течение в русской поэзии Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов, которое объединило Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Сергея Городецкого, Георгия Иванова, Михаила Зинкевича, Григория Нарбута и “сочувствующих” Михаила Кузьмина, Бориса Садовского и других художников. Довольно часто акмеисты именуют свое направление “адамизмом” (от первого человека, прародителя Адама, образ которого в этом случае ассоциировался с выражением естественного […]...
- Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей, образов, мотивов. Некрасов оставил неизгладимый след в творчестве таких крупнейших поэтов и писателей, как М. Налбандян, О. Туманян, Янка Купала, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Особое значение имела поэзия Некрасова для развития украинской демократической […]...
- Литературный процесс периода “оттепели” С середины 1960-х годов стало очевидно, что “оттепель” неотвратимо сменяется “заморозками”. Усилился административный контроль за культурной жизнью. Деятельность “Нового мира” встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности, усилился бюрократический нажим на редакцию. Каждый номер журнала задерживался и приходил к читателю с опозданием. Однако смелость и последовательность в отстаивании идей […]...
- Вопросы с ответами к теме “”;Серебряный век”; русской поэзии Какой период в истории русской поэзии называют “серебряным веком”? В конце XIX ст. в русской поэзии, как и в западной литературе, развивается модернизм. Этот период длился с 80-х гг. XIX ст. до 20-х гг. XX ст. За точным названием Льва Гумилева (сына Николая Гумилева и Анни Ахматовой), это был “серебряный век” русской поэзии. Это время […]...
- 20-30-е годы русской литературы. Творчество И. Бабеля “Россия, – проговорил он под столом и забился, – Россия…” И. Бабель В 20-30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький. Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза. В […]...
- “Серебряный век” русской поэзии – Имена, даты, направления Николай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося “будет бурная жизнь”. И она оказалась права: поиски, […]...
- Тема поэзии в русской лирике XX века В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической […]...
- Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы. В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С […]...
- Значение Державина в русской поэзии Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Державин дерзнул говорить […]...
- “Серебряный век”: модернистский период развития русской поэзии На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX ст. называют “серебряным веком”, русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. […]...
- Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века. Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план. Тема свободы получает философское […]...
- Cеребряный век русской поэзии Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 […]...
- Столп русской поэзии – А. А. Блок Заметка обзор о творчестве писателя. Отец будущего поэта – юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, был красивым мужчиной, и своим гордым, пасмурным, утонченным лицом напоминал Байрона. Но в жизни он был неуравновешенным, деспотическим, болезненно скупым человеком; у него случались нападения сумасшедшей ревности и бешеного раздражения. Александра Андреевна, его жена, дочь ректора университета […]...
- “Серебряный век” русской поэзии Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен, смести. Но при грохоте оружия – Русско-японской, первой мировой, других войн – музы не молчат. Я вижу, я слышу, я чувствую, как бьются раскаленные сердца поэтов, чьи стихи ворвались ныне и в нашу жизнь. Ворвались – и едва ли забудутся. “Серебряный век” – это время ярких […]...
- Боевые действия русской армии на Восточном фронте в годы первой мировой войны Боевые действия русской армии на Восточном фронте Россия не была готова к войне ни в военном (сохранялась значительная отсталость российской армии, стратегический просчет – господство идеи о краткосрочности войны), ни в экономическом отношении (успех войны, которая стала затяжной, решался фактически не на полях сражений, а в экономическом соревновании). Российский театр боевых действий назывался Восточным фронтом […]...
- Образ русской крестьянки в поэзии Некрасова В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, […]...
- Сочинение на тему: “Золотой век в русской поэзии” “Золотой век” в русской поэзии совпадает с эпохой рассвета такого направления, как романтизм в Западной Европе. Но поэзия “Золотого века” – это не романтизм, поскольку она имеет свои, ярко выраженные черты. Это большая формальность и избирательность. Все это можно объединить одним общим словом – классика. Поэзия “Золотого века” отставала от прогрессивной мысли Западной Европы. Но […]...
- Тест для 11класса по теме: “Серебряный век русской поэзии” ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: “СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ” 1.Серебряный век – это период в русской поэзии А)10-20-е годы ХХ века – 10-е годы ХХ века; Б) 90-е годы ХІХ века-10-е годы ХХ века; В)90-е годы ХІХ века -30-е годы ХХ века. 2.Автор философии духа, которая легла в основу культуры Серебряного века – А) Павел Флоренский; Б) […]...
- “Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы”. Ф. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. – Л. Н. Толстой. “Война и мир”.) “Настоящая жизнь”. . Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действительно ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна быть, действительно ли они живут правильно и нет другой лучшей жизни? Вопрос о настоящей жизни поднимается и в произведении Л Н. Толстого “Война и мир”. […]...
- “Серебряный век” русской поэзии: представители и художественные достижения Словосочетание “серебряный век” в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX ст. Название так по аналогии с “золотыми пор”, что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание “серебряный век” сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры […]...
- Мое открытие “серебряного века” русской поэзии К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова Красивое название “серебряный век” заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX – начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. […]...
- Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина В поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является результатом его увлечения именно русской поэзией, и в первую очередь поэзией Пушкина: “Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я, – в самой […]...
- Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами “пушкинского” […]...
- Мои размышления о русской поэзии Поэзия – это не “лучшие слова в лучшем Порядке”, это – высшая форма существования языка. И. Бродский Русская поэзия, русские поэты… “Поэт в России больше чем поэт”, – эти слова Е. Евтушенко понятны каждому, кто знаком с русской поэтической литературой, с судьбой русских поэтов. Действительно, своими произведениями, своей общественной деятельностью поэты на Руси испокон веков […]...
- Мир музыки и поэзии в русской литературе Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древние китайцы считали, что музыка – это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии завораживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить человека, поднять его над суетой, освободить от повседневных проблем и забот. Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и […]...
- Тема любви в русской поэзии С любимыми не расставайтесь… В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но – стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем, и в музыке. Возможно, все искусство существует для того, чтобы выразить себя и любовь. Не обязательно к женщине, но и […]...
- Цветаева настоящее украшение русской поэзии Цветаева – это настоящее украшение русской поэзии “серебряных пор”, ее творчество, как и творчество А. Ахматовой, является наивысшим взлетом русской “женской” поэзии. Во многом похожими есть и их жизненные судьбы, преисполненные трудных испытаний и трагических потерь. Н. Мандельштам в своих воспоминаниях “Вторая книга” писала: “Я не знаю судьбы страхитливишои, чем у Марины Цветаевои”. И это […]...
- Внешняя политика в период оттепели Внешняя политика В 1950-е гг. происходит дальнейший рост внешнеполитического влияния СССР, в особенности в странах так называемого третьего мира, недавно освободившихся от колониальной зависимости и занимавших нейтральное положение между двумя противоборствующими блоками. Советский Союз оказывает многим государствам Азии и Африки значительную экономическую помощь в обмен на политическую поддержку. В 1955 г. оформляется политический союз социалистических […]...
- Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки. Когда идет первая мировая война, поэт чувствует приближающиеся потрясения: “Чем дальше, все хуже и хуже. Все тягостней, все больней. […]...
- Новаторство Гавриила Державина в истории русской поэзии В 1779 году читатели журнала “Санкт-Петербургский вестник” увидели в номере стихи неизвестного поэта. Стихи были напечатаны без подписи, назывались они “На смерть князя Мещерского”, а начинались так: Глагол времен! Металла звон! Твой странный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет – и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть […]...
- В чем же, существо русской поэзии и в чем ее особенность (Гоголь) Внимание современников, по словам Пушкина, “не смеявшихся со времен Фонвизина”, было обращено Гоголем к забытому жанру комедии. Бездумные водевили и кровавые мелодрамы Дюма, Дюканжа “пролезли” на русскую сцену. “Из театра мы сделали игрушку,- сетовал Гоголь,- …позабывши, что это такая кафедра… с которой читается разом целой толпе живой урок…”. Поистине, дух века требовал важных перемен и […]...
- Детские и отроческие годы М Ю. Лермонтова. 1814-1828 годы В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал – майора Ф. Н. Толя напротив Красных ворот в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился сын Миша. Через несколько месяцев Лермонтовы вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой переехали в Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. В Тарханах […]...
- Серебряное столетие русской поэзии Николай Гумилев расстрелян большевиками. Александр Блок рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на лечение. Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин покончили жизнь самоубийством. Иосиф Мандельштам, Николай Клюев погибли в советских концлагерях. Анну Ахматову, Бориса Пастернака травили, предъявляли обвинение в буржуазных тенденциях, замалчивали их творчество. Эти поэты одни из […]...