История литературы: “Литература оттепели” в России

Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая “литература оттепели” в России – это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX – начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от “серебряного века” русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и подвергали бескомпромиссной критике отрицательные явления эпохи сталинизма.

Слово “оттепель”

по отношению к культурным и литературным процессам, которые происходили в этот период в СССР, впервые употребил в 1954 г. писатель Илья Эренбург, характеризуя изменения, которые произошли после смерти Сталина в 1953 г. “Оттепель” затронула в большей или меньшей мере все аспекты культурной жизни страны, но наиболее ярко проявила себя в поэзии конца 60-х годов, в которую в это время приходит целое созвездие талантливых поэтов, их называли “детьми XX съезда”, поколением 60-х или просто шестидесятниками. К этому поколению принадлежат такие поэты, как Роберт Рождественский, Борис Слуцкий, Владимир Соколов,
Олег Чухонцев, Белла Ахмадулина, Юрий Казаков, Юнна Мориц, Александр Городницкий, Александр Кушнер и прочие.

Евтушенко писал о А. Вознесенском, что тот “ворвался в поэзию, в отличие от многих из нас, сразу – с блеском фейерверка”. С первых своих поэтических сборников “Парабола” (1960) и “Мозаика” (1960) Вознесенский старается утвердить активную гражданскую позицию, связанную с бескомпромиссной критикой моральных и идеологических недостатков современного ему общества. Этими же мотивами пронизаны и его следующие сборники – “Треугольная груша” (1962) и “Антимиры” (1964).

В произведениях 80-х годов Вознесенский обращается к злободневным социально-политическим проблемам современности, клеймит аморальность и бездуховность, призывает к четкой и воинствующей гражданской позиции (сборники “Ахиллесово сердце” (1966); “Тень звука” (1970); “Выпусти птицу” (1974) “Витражных дел мастер” (1976); “Соблазн” (1978); поэма “Ров” (1986)). В творческом заделе поэта есть и стихотворение, посвященное Т. Шевченко (“Сквозь строй”).

Жизнь и творчество Евгения Евтушенко

Евтушенко вошел в поэзию многочисленными сборниками: “Разведчики грядущего” (1952), “Шоссе Энтузиастов” (1956), “Яблоко” (I960), “Идут белые снега” (1969), “Поющая дамба” (1972), , поэмами “Станция “Зима” (1956), “Казанский университет” (1970), “Мама и нейтронная бомба” (1982), “Фуку” (1985). Поэзия Евтушенко, как обобщает ее содержательную суть Е. Сидоров, – “зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны, иногда мистифицированная неточностью поэтического инструмента, не всегда субъективно честная, искренняя. Его стихи, бывает, теряют в гармонии, целостности, эстетичной изысканности, но часто выигрывают в актуальности, злободневности, атакуя стремительно, с ходу”.

Сам поэт также подчеркивал, что одной из главных задач современной поэзии является ее высокое гражданское призвание. Евтушенко принадлежит знаменитое выражение: “Поэт в России больше, чем поэт”. Критики выделяют такие характерные особенности поэтики Евтушенко, как использование деталей, афористичность, дидактичность и риторичность.

Евтушенко – мастер асонансной рифмы (построенной на созвучии ударных громких звуков), которую часто называют “Евтушенковской”.

Их особенно много в стихотворении “Сирень” (1957): “за полночь – за плечи”; “грусть – грубость” и т. д. Исследователь творчества Е. Евтушенко писал о нем: “Как поэт, он рожден общественной ситуацией середины 50-х годов. С этого времени и навсегда в его творчество войдут публицистические, общественно-политические мотивы. Он будет постоянно претендовать на роль выразителя справедливых народных представлений о демократии…” (Е.

Сидоров).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История литературы: “Литература оттепели” в России