Художник и власть в годы “оттепели”. “Культовые” произведения Г. Николаева “Битва в пути”, В. Дудинцев “Не хлебом единым”, В. Аксенов “Коллеги”, “Звездный билет” и др.)

В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга Оттепель. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве.

В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Большинство участников споров не отказывалось от социалистических

идей.

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, “лейтенантская проза”, несла важное понимание правды о прошедшей войне.

Большую роль в процессе “потепления” играли выпуски литературных альманахов и периодических изданий – разнообразных литературных журналов. В 1955-1956 появилось множество новых журналов – “Юность”, “Москва”, “Молодая гвардия”, “Дружба народов”, “Урал”, “Волга” и др.

12/54г. – съезд союза писателей, на котором обсуждался доклад

Хрущева о культе личности. Директивы были четкими: интеллигенция должна приспособиться к “новому идеологическому курсу” и служить ему.

В конце 50х возник самиздат, позже собрания были запрещены и С. Ушел в подполье.

Новаторство: появление нового героя /(другой тип личности, который по-другому воспринимает себя).

Жанровое многообразие: лейтенантская проза (Быков, Окуджава, Васильев); деревенская проза (Солженицын, Тындряков, Шукшин, Распутин); лагерная (Солженицын; исповедальная проза (Аксенов), лирическая проза (О, Бернгольдс), фантастическая проза (бр. Стругацкие).

Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии.

В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей.

С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире.

Поэтический бум второй половины 50х гг. либеральная публицистичность. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, и Б. Окуджавы (по выбору).

Наибольшую популярность в период поэтического бума снискали поэты яркого публицистического темперамента – Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Их гражданская лирика была проникнута пафосом осмысления места своей страны в масштабе мировых свершений. Отсюда иной подход к пониманию гражданского долга и общественной романтики.

Пересматривались образы вождей – образ Ленина романтизировался, Сталина критиковали. На стихи Рождественского было написано немало песен, составивших основу “большого стиля” в жанре советской эстрадной песни. Евгений Евтушенко помимо гражданской тематики был известен глубокой и достаточно откровенной любовной лирикой, циклами, написанными по впечатлениям от поездок по странам мира.

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики “золотого” и “серебряного” веков с достижениями русского “авангарда”, стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-“шестидесятников”, собиравший наряду с А. А. Вознесенским, А. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода “оттепели”, эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему “строителей коммунизма” (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970).

Оэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными (“Поэт в России – больше, чем поэт…”, “Несчастье иностранным быть не может”). Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых влюбленных (“…И говорила шопотом: А что потом?

А что потом?”), самоотверженных матерях (“Роняют много женщины в волненье – Но не роняют никогда детей…”), упрямых и стойких труженицах (“Одеть, обуть, быть умной, хохотать…”); о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве “больной” души (стих. Смеялись люди за стеной…).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художник и власть в годы “оттепели”. “Культовые” произведения Г. Николаева “Битва в пути”, В. Дудинцев “Не хлебом единым”, В. Аксенов “Коллеги”, “Звездный билет” и др.)