Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии

Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей, образов, мотивов. Некрасов оставил неизгладимый след в творчестве таких крупнейших поэтов и писателей, как М. Налбандян, О. Туманян, Янка Купала, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Особое значение имела поэзия Некрасова для развития украинской демократической литературы.

Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской

литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь.

Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами «пушкинского» И «гоголевского» направлений в русской литературе призывал молодое поколение учиться и у Гоголя, и у Пушкина. Он писал: «…по-учайтесь примером великого поэта любить искусство, правду и родину, и если бог дал

вам талант, идите по следам Пушкина».

В условиях подъема литературного движения 60-70-х годов целесообразно остановиться на «некрасовской школе поэтов», как на наиболее активных и ярких выразителях исторического момента. По той же причине мы выделим «школу беллетристов», непосредственно порожденную критикой Чернышевского и его статьей-манифестом «Не начало ли перемены?» (1861), идеи которой, как мы полагаем, отразились на освещении не только крестьянской темы, но и других злободневных тем тогдашней литературы.

Вопрос о том, что в русской поэзии существовала особая «некрасовская школа», возник давно. В газете «Иллюстрация» (редактор В. Р. Зотов) анонимный рецензент отзывался о поэзии Д. Д. Минаева: «Если мы станем вчитываться в думы и песни г. Минаева, мы увидим, что в каждой строчке их так и сквозит муза г. Некрасова. Г. Минаев, принадлежа «некрасовской школе», хотя и не может возвыситься до лучших произведений г. Некрасова, сознает, однако же, вполне ее сущность и значение, ее отличие от старой лирической школы». Рецензент (возможно, сам Зотов, поклонник Белинского) Расположен к «некрасовской школе» и противопоставляет ее поверхностно-«обличительной» поэзии М. П. Розенгейма.

Вынужден был признать существование «некрасовской школы» и Б. Н. Алмазов, критик «москвитянинского» направления. Он писал о русских подражателях Беранже, во главе которых стоит Некрасов: «На Руси существует целая школа такого рода поэзии; отличительная черта поэтов этой школы — умение укладывать в стих обыкновенную разговорную речь».

К «некрасовской школе» относятся поэты: Н. А. Добролюбов, И. И. Гольц-Миллер, М. Л. Михайлов, В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, Л. Н. Трефолев — поэты разной степени одаренности, ни один из них не равен гениальному Некрасову. Упреки в чрезвычайном их утилитаризме, в том, что они уступают «чистому искусству» А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, могут быть локализованы. «Некрасовцы» явили другие, нужные образцы гражданского служения поэзии, и это служение было блистательным. Оно оказалось поучительным для многих поколений.

Ведь кто-то должен служить своему времени и будущему, кто-то должен взять на себя, — назовем так, — «черную» работу истории — агитировать, обличать. Но эта самая работа и почетнейшая. Во всех литературах мира имеются такие категории поэтов.

И такими безотказными сынами отечества были Некрасов и ближайшие к нему поэты-сподвижники.

Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835-1889) — самый плодовитый из «некрасовцев» поэт, искусный импровизатор. Его первый сборник — «Перепевы» — вышел в 1859 году. Мастер сложившейся рифмы. Писал под многими псевдонимами.

Виртуозно сочинял на заданные рифмы.

Иван Иванович Гольц-Миллер (1842-1871) — одна из трагических фигур «шестидесятников», поэтов «некрасовской школы». В восемнадцать лет — арест, десять лет страданий и смерть в двадцать восемь лет. Он автор знаменитой прокламации «Молодая Россия». Его стихи ходили в списках, только малая часть была опубликована, и до сих пор его поэтическое наследие полностью не собрано.

В стихах Гольц-Миллера много риторики, шаблонных призывов, но есть и большие удачи. Особой популярностью пользовалось стихотворение «Слушай!» — перекличка часовых в тюрьме


Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии